каталог статей
Поиск:
пример: сотовые телефоны расширенный поиск
Начало » » » Какой дороге на Руси больше тысячи лет?

Какой дороге на Руси больше тысячи лет?

Мы привыкли, что все дороги в России начинаются от Москвы - так считается их километраж. А я иногда езжу по дороге, которая появилась задолго до Москвы и шла по направлению к Москве. И сама Москва возникла на этой дороге.

Больше тысячи лет назад новгородские славяне стали продвигаться на восток. Переселенцы передвигались водными путями. Преодолевая реки и волоки, они достигали верховьев Волги, по ее притокам проникали в глубину непроходимых дремучих лесов, где находили обширные открытые пространства, плодородные поля. Эти места получили название залесских. Одно из их поселений, на берегу озера Неро, впервые упомянутое в летописях IX века - город Ростов. Дальше, юго-восточнее, в залесских полях - город Суздаль. По археологическим данным, его укрепления датируются Х веком.

Эти переселенцы, осваивавшие новые земли и охотничьи угодья вокруг городов, постепенно прокладывали дорогу уже с востока на запад, южнее их первоначального пути. Археологические карты показывают, что в междуречье Москвы и Клязьмы, среди обнаруженных там могильников местных славян-вятичей есть и могильник словен, пришедших со стороны Суздаля. Могильник отмечен и в средней части дороги. В тех местах нет захоронений вятичей, они не заселяли земли к востоку от Клязьмы. Это доказывает постепенное освоение земель к западу от Суздаля.

А к началу XII века Владимир Мономах пробил к тем же местам (междуречью Москвы и Клязьмы) дорогу из Киева. Известно, что сын Мономаха, Юрий (прозванный Долгоруким), князь Суздальский, уже свободно пользовался этим путём на Киев. XII век характерен тем, что Юрий Владимирович, расширяя и укрепляя Ростово-Суздальский удел, стал переселять в свои земли многих славян из юго-западных и западных земель Киевской Руси. Народ охотно уходил на северо-восток, спасаясь от набегов степняков и от княжеских усобиц. Переселенцы получали землю, льготы и право основывать поселения. Они не только расширили дорогу, но и построили здесь много новых поселений, городов и укреплений.

В ХII-ХIII веках дорога превратилась в оживленную хозяйственную, политическую и военную артерию Северо-Восточной Руси. Она была первой русской внутренней дорогой, защищенной от набегов непроходимыми лесами и укрепленными городами. Зимой 1238 года бесчисленные орды Батыя проникли по льду замерзших рек в сердце Залесской Руси, разорив и покорив её на долгие годы. Дорога превратилась в путь, по которому богатства Руси потекли в Орду.

Угнетенная Русь тем временем постепенно собирала силы. В XIV веке особую роль сыграл "заступник земли русской" Сергий, игумен Радонежский. По поручениям и по своей воле он исходил Русь, удачно улаживая распри удельных князей и сплачивая их вокруг великого князя Московского. Он предвидел угрозу нового нашествия Орды. Не забывал и церковные дела. Среди многих основанных им обителей и знаменитая современная Троице-Сергиева лавра, и два монастыря, поставленные прямо на древней дороге: Киржачский и Стромынский. Он-то и дал название дороге - Стромынская.

Какой дороге на Руси больше тысячи лет?

Но Москве требовались и другие такие дороги для решения проблем на востоке. На грани XV-XVI веков был построен прямой путь на Владимир, Нижний Новгород, Казань, названный Большой Владимирской дорогой, которая стала тоже исторической, но второй.

А ещё позднее была построена дорога севернее - через Переславль-Залесский, Ростов, Ярославль на Вологду и Кострому.

Владимирская дорога лишила Стромынку былого значения, и она запустела почти на три века. В конце XVIII столетия в городе Шуе, селе Иванове и округе возникла и быстро развилась хлопчатобумажная промышленность. Весь грузооборот приняли Стромынка и ответвление от нее на ярославскую дорогу в Юрьеве Польском. Оживление продолжалось около ста лет, пока в конце XIX века не была построена железная дорога Москва-Александров-Иваново.

Я тоже в деревню чаще езжу по Ярославскому шоссе, а от Переславля-Залесского поворачиваю направо на Юрьев-Польский. Спидометр накручивает больше на 50 километров по сравнению со Стромынкой, но ехать почти на час меньше. Кстати, Юрьев никакого отношения к Польше не имеет. Раньше он назывался Юрьев-Польской от залесских полей. А Переславль-Залесский был Переяславлем. Пора бы им вернуть старые названия.

В Москве площадь, переулок и улица Стромынка, примыкающая к мосту через Яузу (где как бы заканчивалась Стромынская дорога), названы в память о древней дороге.
Shkolazhizni.ru

Постоянный адрес статьи

Послать ссылку на этот обзор другу по ICQ или E-Mail:


Разместить у себя на ресурсе или в ЖЖ:


На любом форуме в своем сообщении:

Рейтинг статьи

Рейтинг: 3.0/5 (128 голосов)

Добавить на News2.ru Google slashdot YahooMyWeb Digg Technorati Delicious Забобрить эту страницу! Добавить на Newsland.ru Добавить на СМИ2 Добавить на RUmarkz Добавить на Ваау! Добавить на rucity.com Добавить в закладки МоёМесто.ru Добавить на Habr Добавить на Moi Novosti Добавить страницу к Mister Wong Добавить на Moikrug Добавить на Myscoop Добавить на 100zakladok Добавить на NewsGrad




Похожие статьи

1: Где находится «Дорога смерти» и куда она ведет?
Автомобильная дорога – штука небезопасная сама по себе. Но есть в мире дороги очень опасные. Такие, как старая дорога в боливийской провинции Юнгас (North Yungas Road). Многие считают её самой опасной...

2: Конверсия земель сельскохозяйственного назначения
На вопросы читателей отвечает юрист компании «АЛЕКСАНДР-Недвижимость» Татьяна МАРКОВАРынок земли в Ленинградской области характеризуется устойчивым интересом клиентов риэлтерских фирм к пр...

3: Немцы предложили РЖД связать Транссиб с Южной Кореей
Немецкая железнодорожная компания Deutsche Bahn предложила российской госмонополии "Российские железные дороги" (РЖД) связать Транссибирскую магистраль и Южную Корею. Об этом сообщает агентство Reuter...

4: Приоритет маршрутных транспортых средств
  18.1. Вне перекрестков, где трамвайные пути пересекают проезжую часть, трамвай имеет преимущество перед безрельсовыми транспортными средствами, кроме случаев выезда из депо. 18.2. На дорогах с ...

5: 10 причин любить и ненавидеть Москву
Мир делится на две категории людей – на тех, кто Москву любит, и на тех, кто ее ненавидит. И у тех и у других есть все основания это делать – в Москве, к примеру, можно попасть в пробку в 2 часа ночи ...




Copyright © 2006-2019 ExcelioN
Правовая информация
Все права защищены
.