Людей нужно любить. Формы, которые принимает любовь, зависят от объекта, на который она направлена.
(Первое правило ведьмы)
Вызываю Свидетеля на четырех. Призываю тебя в подтверждение своему решению – все познать. И не отступлюсь, пока не узнаю все. И если я обману, Свидетель, прах мой принесешь сюда.
(Пособие для начинающей ведьмы)
Сразу оговорюсь, что в данной статье понятие «ведьма» применимо как к женщинам, так и к мужчинам. Просто для упрощения назовем людей, обладающих подобными способностями, ведьмами, чтобы каждый раз не оговариваться – ведьмы и колдуны, или колдуньи и ведьмаки, или маги и магички. «Ведьма» – это определенный талант, способности и умения, а не половая принадлежность.
Издавна рассказываются разнообразнейшие истории, в которых фигурируют черти, домовые, лешие и ведьмы. Правда, в последнее время эти персонажи фольклора усиленно вытесняются всякими зелеными человечками, пользующимися кухонной посудой в качестве средства передвижения. Но, тем не менее, истории с участием ведьм не канули в небытие. Может быть, потому, что только ведьмы из всех фольклорных персонажей проживают между людей, в то время как все остальные сказочные герои даже если и находятся где-то неподалеку, но уж никак не в непосредственной близости.
Как же отличить ведьму от обычного человека? На этот случай, оказывается, существует множество рецептов. Вот, к примеру, один из них: «Может быть, эти самые хитрости и сметливость ее были виною, что кое-где начали поговаривать старухи, особливо когда выпивали где-нибудь на веселой сходке лишнее, что Солоха точно ведьма; что парубок Кизяколупенко видел у нее сзади хвост величиною не более бабьего веретена; что она еще в позапрошлый четверг черною кошкою перебежала дорогу; что к попадье раз прибежала свинья, закричала петухом, надела на голову шапку отца Кондрата и убежала назад». Знакомые строчки? Да, Гоголь, «Ночь перед рождеством».
Как видно из приведенной цитаты, Николай Васильевич подробнейшим образом описал внешнее отличие ведьмы от человека – небольшой хвост и необычайные способности, которыми ведьма обладает. Любопытно, что В.И. Даль в своей книге «О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа» пользуется именно гоголевским определением ведьмы. «Ведьма… ночью расчесывает волосы, надевает белую рубашку, и в этом наряде, верхом на помеле, венике или ухвате, отправляется через трубу на вольный свет, либо по воздуху, либо до Лысой горы, либо доить или портить чужих коров, портить молодцов, девок и проч. Ведьма всегда злодейка и добра никогда и никому не делает. Она в связи с нечистой силой, для чего варит травы и снадобья в горшке, держит черную кошку и черного петуха; желая оборотиться во что-либо, она кувыркается через 12 ножей» – утверждает Даль.
Однако во время «охот за ведьмами» охотники не утруждали себя поисками хвостов, справедливо считая их излишним аксессуаром. Достаточно было того, что кого-то замечали за странными действиями, вроде произнесения заклинаний. Данное утверждение можно проиллюстрировать цитатой из другого классика: «Я наверное знаю, что она ведьма. Она околдовала отца. Он мне сам сказал. Идет он как-то и видит, что она на него напускает порчу… И что же ты думаешь, в ту же ночь он забрался пьяный на крышу сарая, и свалился оттуда, и сломал себе руку. – Страсть какая! А почем же он узнал, что она на него порчу напускает? – Господи, отец это мигом узнает. Он говорит: когда ведьма глядит на тебя в упор – значит, околдовывает. Особенно, если что-нибудь бормочет» (Марк Твен «Приключения Тома Сойера»).
Правда, не все ведьмы отличались бормотанием. Жанна д’Арк была сожжена как ведьма, но основой обвинения было отнюдь не наведение порчи, а потусторонние голоса, которые она слышала, и чьим советам следовала. Жанна верила в то, что голоса эти ниспосланы ей свыше, и именно то упорство, с которым она отстаивала реальность этих голосов, явилось основанием для обвинения ее в колдовстве.
Как видно, основное в ведьме не наличие или отсутствие хвоста, а таланты и умения, недоступные обычному человеку. Итак,
|