В США у кредитных брокеров профессиональное кредо формулируется так: «Люди, умирая, завещают своим детям три номера телефона – семейного доктора, семейного адвоката и семейного кредитного брокера». Вот и для нашего потребителя услуга брокера уже не в новинку. Ведь решать финансовые дела, полагаясь лишь на рекламные статьи в глянцевых журналах и на опыт знакомых, так же опасно, как и заниматься самолечением. Интернет-журнал о недвижимости Metrinfo.ru решил выяснить плюсы и минусы сотрудничества брокера и клиента.
О бесплатной или почти бесплатной брокерской услуге, мы узнали впервые год назад, когда одно из крупнейших брокерских агентств заключило соглашение с несколькими банками и объявило о том, что их услуги для клиентам практически ничего не будут стоить.
Впрочем, у нашего человека подобная услуга часто ассоциируется с бесплатным сыром в мышеловке. «Мы вообще хотели назначить символическую плату – 200 руб. за консультацию. Но к нам не стали обращаться – пришлось повысить цену до 2000 руб. Люди считают, что, раз платит банк – брокер может навязать кабальную сделку», - такое замечание корреспондент Интернет-журнал о недвижимости Metrinfo.Ru услышал как-то на одном из ипотечных мероприятий от представителя компании «Кредитмарт».
Так что пока «бесплатная» брокерская услуга встречается на нашем рынке нечасто. Хотя сотрудничество брокера и банка, разумеется, небескорыстное, - совершенно нормальное явление. Ипотечные брокеры обычно не являются сотрудниками банков. Они связаны с кредитными организациями агентскими договорами и получают комиссию агента. Ну, а потребителю обещают всякие поблажки.
Какие бывают брокеры
По информации заместителя генерального директора Международной Академии Ипотеки и Недвижимости Алексея Кохберга, во всем мире специализацию брокеров можно условно представить так:
- интернет-брокер. Разновидность услуги, практически не представленной в России. Качественный виртуальный брокеридж у нас появится, в лучшем случае, года через четыре. Сегодня в Интернете на сайте практически любого крупного банка связаться со специалистом по ипотеке можно, но это будет лишь первичная консультация;
- брокер при банке. Либо специалист, работающий в штате банка, либо брокер – агент банка;
- независимый ипотечный брокер. Это может быть или брокерское агентство, или брокер, трудящийся самостоятельно;
- брокер при риэлтерском агентстве. Сотрудник риэлтерского агентства, которого подключают к сделке, если у клиента не хватает «живых» денег на покупку жилья.
Деятельность последних трех разновидностей брокеров не так уж и отличается друг от друга. Все они работают с определенным набором кредитных продуктов и банков, в которых имеют связи. Так что более тесное сотрудничество банка и брокера – лишь вопрос времени.
Многие банки предпочитают сотрудничать не с конкретным брокером, а с брокерским агентством, - говорит специалист по работе с клиентами Ирина Петунина ICICI Bankа, - именно организации платит банк, брокер же работает на окладе.
По словам директора департамента продаж и развития Русского Ипотечного Банка Алексея Дороша, банки стараются сами обучать брокеров, работающих в кредитных организациях и риэлторских агентствах.
Через 10 лет брокерский рынок изменится
«Я бы провел такую аналогию, - заявил руководитель отдела развития бизнеса ипотечного банка «DeltaCredit» Александр Афанасьев, - Двадцать лет назад обслуживание в автосервисах было просто отвратительным, и абсолютное большинство автолюбителей предпочитали делать мелкий ремонт машины своими силами. А уж если и обращались в сервис, предпочитали ходить за мастером по пятам, чтобы автомобиль не «раздели».
Теперь же автосервисы работают на куда более качественном уровне, и все больше владельцев автомашин предпочитают обращаться к профессионалам, даже чтобы поменять масло и отладить двигатель».