Первые из горожан, уехавшие в окрестности российских мегаполисов лет 10–15 назад, менее всего беспокоились о бытовых услугах и комплексе развлечений, которые будут на новом месте жительства. Сегодняшний покупатель не таков — помимо архитектурного решения, параметров и инженерно-технического обеспечения собственно дома и обустроенности участка, его интересует социальная структура строящегося поселка. Застройщики не могут этого не учитывать — от количества объектов сферы услуг и спортивно-развлекательного комплекса зависит скорость продаж, особенно категорий бизнес-класс и люкс.
Строительство коттеджных поселков — дело для России довольно новое. Здесь нам сложно опираться на опыт Запада, поскольку в Европе принципы построения загородных «коммунити» существенно отличаются от уже сложившихся у нас представлений о «правильном» поселке. Российские регионы ориентируются на Подмосковье и стараются учиться на ошибках пристоличного региона, подчас довольно печальных. Например, в окрестностях Москвы есть поселки, в которых не продано ни одного дома, хотя построены они два-три и даже четыре года назад; вряд ли эти «поселки-призраки» будут проданы и в обозримом будущем. Виной тому в 70% случаев промахи с обеспечением объектов социальной инфраструктурой, а вернее, практически полное отсутствие инфраструктурной составляющей, равно как и хороших трасс.
Другая сторона вопроса — суммы, которые владелец коттеджа вынужден платить за предоставляемый комплекс услуг. Если для обитателя района организованной застройки класса «люкс» ежемесячные расходы около 20 тыс. руб. не представляются существенными, то покупатель дома в поселке категории «эконом» предпочтет платить немногим больше, чем в городской квартире, и при этом захочет получить минимальный набор услуг без дополнительных затрат.
Компания «РОДЭКС Северо-Запад» описывает сегодняшнюю ситуацию с инфрастуктурой коттеджных поселков исходя из собственного опыта: «Наиболее реальную оценку инфраструктуры КП можно провести по реализованным проектам, в которых продажи закончились, в домах уже живут люди и, соответственно, в полной мере функционирует инфраструктура, — говорит Марина Карпихина, руководитель департамента развития компании. — На данный момент практически каждый девелопер стремится придать своему проекту конкурентное преимущество и повысить качество жизни его обитателей, в связи с чем прилагает к поселку «бонус» в виде дополнительной инфраструктуры. Инфраструктура повышает привлекательность коттеджного поселка при продажах и при грамотном подходе может повлиять на ход реализации проекта. Отдача от нее начинается еще на этапе строительства. Далее, когда поселок уже получает новую жизнь, инфраструктура выполняет свои непосредственные фунуции. Однако не все так просто, как кажется. Введение в генплан проекта дополнительной инфраструктуры автоматически накладывает экономическую печать на весь поселок и приводит к удорожанию домов».
Удорожание часто бывает таким существенным, что пренебречь им практически невозможно. Вот какие цифры приводит Дмитрий Назаров, руководитель отдела продаж проекта «Малоэтажное жилье» компании «Фаэтон Девелопмент Групп»: «Если в нашем коттеджном поселке «Вайя» цена дома площадью 180 кв. м с участком 20 сот. и городскими коммуникациями составляет 11 907 000 руб., то в КП, удаленном от города на 60–100 км, с низкой транспортной доступностью и без социальной инфраструктуры — в 1,5–2 раза ниже».
Цифры говорят сами за себя: инфраструктура сегодня входит в тройку основных критериев, наряду с удаленностью КП от города и природными условиями (наличие-отсутствие леса или водных объектов, микроклимат и пр.). Обеспеченность социально-спортивными благами тоже влияет на цену квадратного метра обретаемого коттеджа. Сложность сегодняшней ситуации в необходимости соблюсти баланс необходимого и достаточного, не только ориентируясь на запросы сегодняшнего дня, но и с учетом бурно эволюционирующих критериев здорового образа жизни россиян, которые, собственно, стремясь сохранить душевное и физическое здоровье, переселяются из городов в пригородные зоны.