каталог статей
Поиск:
пример: сотовые телефоны расширенный поиск
Начало » » » С чего начались «Русские сезоны» Сергея Дягилева в Париже?

С чего начались «Русские сезоны» Сергея Дягилева в Париже?

19 мая 1908 года, ровно столетие назад, французская столица замерла в напряжении: вечером должна была состояться парижская премьера оперы Модеста Мусоргского «Борис Годунов» в постановке Сергея Дягилева. Тогда мало кто мог предположить, что эта постановка станет прологом большого ежегодного эстетического празднества, которое продлится до самой смерти маэстро в 1929 году.

Почтенная публика вряд ли задумывалась над тем, какие муки творчества испытывал Сергей Павлович, и чего ему стоила эта постановка. По тогдашним меркам Дягилев был относительно молод: в марте ему исполнилось всего-то 36 лет. Но парижане уже встречались с этим русским талантом: годом ранее, в 1907-м, он уже устроил сезон «Исторических русских концертов», в которых выступили Н. А. Римский-Корсаков, С. В. Рахманинов, А. К. Глазунов, Ф. И.Шаляпин совместно с артистами и хором Большого театра.

Приманка сработала

Но и французы, и сам Дягилев оценили те концерты, говоря военным языком, разведкой боем. Обе стороны остались довольны друг другом. И прекрасно понимали, что русские своего последнего слова еще не сказали. Но больше всего ожидали французы приезда Федора Шаляпина, которым были очарованы в 1907 году. И когда в газеты просочилась информация о том, что Шаляпин в Париж приедет, ликованию меломанов не было предела.

Конечно, творческая кухня Дягилева была надежно скрыта от обывателей. А поработать ему пришлось изрядно. Было, по меньшей мере, две редакции оперы. Первая – оригинальная, написанная Мусоргским и увидевшая свет в 1874 году, а вторая – «адаптированная» под ХХ век Римским-Корсаковым. Кстати в Мариинском театре шла отнюдь не авторская редакция. И хотя автором по-прежнему числился Модест Петрович, но редактура есть редактура. Какие-то сцены «выпали», какие-то были переосмыслены.

Как поступил Дягилев? Во-первых, он очень внимательно изучил оба варианта. И, как водится в таких случаях, предложил свое видение оперы, которое несколько отличалось от обоих вариантов. Особую роль в опере он отводил «венчанию на царство» Бориса Годунова. «Сцену венчания надо поставить так, чтобы французы рехнулись от ее величия», – написал Дягилев Римскому-Корсакову. И даже попросил композитора дописать сорок тактов в партитуре, чтобы продлить сцену шествия бояр и духовенства. На этом торжественном, праздничном фоне особенно пронзительно и одиноко должен был прозвучать скорбный монолог царя Бориса.

Но «рехнуться» французы должны были не столько от богатого убранства русского народного платья, сколько оттого, что постановщик задумал привлечь к этому действию, по крайней мере, три сотни артистов и статистов. Чем не 300 спартанцев?! И представьте, что вся это армада не просто стоит на сцене, а куда-то движется, что-то голосит – зрелище невообразимое!

Ни денег, ни времени не жалко

Французы не могли взять в толк: каким образом можно руководить такой большой массой исполнителей, как добиться голосовой гармонии, а не разобщенности. И этот секрет хитрющий Дягилев решил не раскрывать. А дело в том, что постановщик ввел дирижера хора Санина непосредственно на сцену, постоянно перепоручая ему разные роли. Вначале он спрятался в образ пристава, потом – знатного дворянина, но из зрительного зала такие нюансы, естественно, не просматривались. Но публика настолько завелась, что после каждой массовой сцены награждала исполнителей шквалом аплодисментов.

Но вернемся к организации действа: пока костюмеры, не покладая рук, трудились над пошивом одежды, Сергей Павлович «занялся» художниками. Задники ему рисовали не художники масштаба а-ля Остап Бендер, а лучшие театральные оформители того времени – Юон, Головин, Бенуа, Яремич! И они выдали такой продукт, что парижане потеряли дар речи еще не услышав первых сольных партий – все было расписано так, что можно было смело снимать шляпу.

И еще одно интересное наблюдение, скрытое от любопытных глаз: Дягилев с особой скрупулезностью высчитывал хронометраж каждого спектакля, точно расписав до минуты, сколько времени понадобится для перемены декораций и мизансцен. Ни одна из опер в его антрепризе не должна была, начинаясь в восемь вечера, заканчиваться позднее четверти двенадцатого. Поистине: точность – вежливость королей!

Страница 1 из 212>

Постоянный адрес статьи

Послать ссылку на этот обзор другу по ICQ или E-Mail:


Разместить у себя на ресурсе или в ЖЖ:


На любом форуме в своем сообщении:

Рейтинг статьи

Рейтинг: 3.0/5 (250 голосов)

Добавить на News2.ru Google slashdot YahooMyWeb Digg Technorati Delicious Забобрить эту страницу! Добавить на Newsland.ru Добавить на СМИ2 Добавить на RUmarkz Добавить на Ваау! Добавить на rucity.com Добавить в закладки МоёМесто.ru Добавить на Habr Добавить на Moi Novosti Добавить страницу к Mister Wong Добавить на Moikrug Добавить на Myscoop Добавить на 100zakladok Добавить на NewsGrad




Похожие статьи

1: Ключевые слова - теория
РелевантностьПоисковые машины рассчитывают релевантность текста, строя частотный ряд из слов. Чем чаще слово встречается в тексте, тем большую, по отношению к запросу пользователя, релевантность оно п...

2: Что такое База Знаний Майкрософт и как ею пользоваться?
Что такое База Знаний МайкрософтБаза Знаний Майкрософт (Knowledge Base Microsoft) содержит более 150.000 статей. Эти статьи были созданы тысячами специалистов службы поддержки Microsoft, которые устра...

3: Речевая паразитология, или Что такое слова-паразиты?
На «Ответах@Mail.Ru» был задан вопрос: «Какую привычку вы считаете самой плохой?». Наряду с курением, ленью, привычкой всегда опаздывать и грызть ногти одним из самых частых был ответ о том, что плохо...

4: Что мы думаем о французах?
Дабы избежать обвинений в неистинности моих этнопсихологических изысканий, подчеркиваю: я ни в коем случае не претендую на объективность, а лишь хочу показать, как мы, русские, видим французов. Факты ...

5: Как научить ребенка читать в три года и получить удовольствие?
Есть такой метод, называется он «глобальное чтение». Суть его очень проста и незамысловата. Учимся читать сразу всем словом, без малодушного собирания слогов из букв, а потом, напрягая извилины, склад...




Copyright © 2006-2019 ExcelioN
Правовая информация
Все права защищены
.