«Точка, точка, запятая, минус, рожица кривая…» Представители среднего поколения наверняка вспомнят эту незатейливую песенку, сопровождавшую их детство, отрочество и где-то даже юность. Ее героем был смешной человечек, которого можно было сотворить буквально из ничего – точек, прямых и кривых линий, располагаемых в определенной последовательности. Задавался, так сказать, некий алгоритм, результатом пошагового выполнения которого становилось маленькое, доброе, привязанное к вам и всецело зависящее от вас существо (пусть даже выдуманное). А еще бы ему не зависеть: не понравится – зачеркнете его, сотрете или разорвете на мелкие кусочки!
В конце 1970-х на советские киноэкраны вышел фильм «Точка, точка, запятая», где этот человечек выступил уже как мультипликационный персонаж. Заметно оживив стандартный, в общем-то, сюжет картины (ничем не примечательный старшеклассник полюбил шикарную одноклассницу, а она им пренебрегла, а он отличился на школьной спартакиаде, стал хорошо учиться, превратился в сильную личность, и ей стало стыдно, и т.д.). Тогда еще никто не знал, что через несколько лет по такому же принципу – точка, точка, запятая – будет создан символ, который завоюет весь мир. Речь идет о смайлике. Ныне это слово понятно всем без перевода, как, например, юзер, картридж или флешка.
Не склонные к излишней сентиментальности математики порой сравнивают круг с бессмысленной улыбкой идиота (намекая, по-видимому, на его безнадежную самодостаточность). Тем не менее, смайлик приняли и они. Поняв: построенный на округлостях веселый символ не несет никакого подвоха. Напротив, он втягивает нас в одну, наверное, из самых лучших провокаций – заставляет улыбнуться! Между прочим, для того, чтобы заставить лицо нахмуриться, работают 40 мышц, а чтобы улыбнуться – только семнадцать. А каждая улыбка продлевает человеческую жизнь на целую минуту. Словом, организму – сплошная польза.
Возможно, в сентябре 1982 года профессор американского университета Карнеги Меллон Скотт Э.Фалман не думал о продлении человеческой жизни, когда совершал свое открытие. Но результат получился именно таким. Человек с незаурядным чувством юмора, Фалман умеет поддерживать себя в том состоянии, когда, выражаясь словами Жванецкого, ты весел и умен одновременно. Свидетельствую это на основании личного (пусть пока виртуального, но всё-таки) знакомства с профессором. Именно он считается изобретателем смайлика, что произошло 19 сентября 1982 г. Так что смайлику, без которого сегодня уже невозможно представить электронное общение, стукнуло уже четверть века. (Правда, по другим данным, некто Кевин Маккензи впервые набрал смайлик на электронном почтовом листе MsgGroup ещё 12 апреля 1979 года. А пользователи образовательной системы PLATO заявляют о том, что и они в 1970-е годы использовали эмотиконы, составленные из точек).
В тот исторический день профессор Фалман в одном из своих сообщений, размещаемых на электронной доске объявлений, впервые для обозначения своих эмоций использовал комбинацию двоеточия, значка переноса и закрывающей круглой скобки –:-). Профессор участвовал в дискуссии относительно границ онлайнового юмора, а также о том, как обозначать комментарии легкими для восприятия символами. Он предложил использовать для обозначения шутки подобное сочетание; только разглядывать его надо, склонив голову влево – можно увидеть глаза, нос и улыбку от уха до уха.
Впоследствии у приветливо улыбающейся физиономии – или, напротив, огорченной, если использовалась не закрывающая, а открывающая скобка – появились другие «собратья», также обозначающие различные эмоции. Например, ;-) – «подмигиватель», у которого вместо двоеточия используется точка с запятой, ;-\ – ухмыляющаяся рожица, =|:-)=
– «дядя Сэм», и даже 7:^] – «я похож на Рональда Рейгана». Это семейство порой величают «эмотиконами» (emoticons). В некоторых форумах используется «безносый» вариант - :) , так называемый «карликовый смайлик». По мнению экспертов-лингвистов, такие значки дают людям возможность лаконично и вместе с тем выразительно формулировать свои эмоции в ходе электронной переписки. Тем самым виртуальный диалог по настрою приближается к голосовому общению, всё чаще напоминая телефонный разговор.
|