Это изящный музыкальный инструмент типа гармошки, а не колючая проволока, как нам подсказывает русский Интернет. Легкий, как в прямом (около одного килограмма), так и в переносном смысле (легко осваивать). В отличие от русской гармони у концертины мелодические клавиши с обеих сторон. Это позволяет исполнять мелодии со свободным аккомпанементом.
Рождение инструмента
Концертина родилась в Англии. В самом начале 19 века многие ученые, изучающие акустику, проводили различные эксперименты, которые иногда приводили к появлению новых музыкальных инструментов. Так, Чарльз Уитстон в 1829 году запатентовал инструмент под названием "симфониум". Этот инструмент был чисто духовым, но имел кнопки, которые наследовала маленькая гармошка с мехами, изобретенная им в 1833 году. Инструмент имел кнопки из слоновой кости, шестигранный корпус красного дерева, клапаны, украшенные перламутром, а рычаги - сделанные из серебра. Короче - это было произведение музыкального искусства.
С тех самых пор слово «концертина» в английском языке практически полностью идентично русской «гармошке», в том числе и в переносном смысле. Поэтому и колючая проволока, сложенная «гармошкой», называется «концертина».
Концертина, созданная Уитстоном, имела хроматическую клавиатуру (как черные и белые клавиши фортепиано). Это был академический инструмент, на нем играли в музыкальных салонах классические произведения, как в сопровождении фортепиано, так и в ансамблях. Среди музыкально образованных людей концертина приобрела широкую популярность. Но, при этом, оставалась очень дорогим инструментом.
Примерно в это же время в 1834 году Карл Фридрих Улиг придумывает свою концертину, квадратную по форме. Кнопки в ней соответствовали только белым клавишам фортепиано. Было их по пять с каждой стороны. На каждую кнопку приходилось два разных звука, как и в русской гармошке. И играть на ней можно было только народные мелодии. В следующем году появился гибрид с шестигранной английской формой и немецким «народным» содержанием.
В новой гибридной концертине кнопки располагались по аккордам, что позволяло незнающему музыки человеку очень просто осваивать этот инструмент. Эта гармошка стоила недорого по сравнению с первоначальной (английской) концертиной. В связи с этим она приобрела огромную популярность во всей Европе.
Потребность к музицированию в то время была велика, а какие-либо «серьезные» инструменты были очень дороги и сложны в изучении. Поэтому англо-немецкая концертина быстро распространилась практически повсеместно. Звуки этого инструмента разносились из каждой пивной, с каждого перекрестка. И это не могло не раздражать «академическую» общественность, любителей дорогой английской концертины.
Закат концертины и ее новое рождение
Началась целая компания в прессе, высмеивающая любителей англо-немецкой концертины. Появлялись карикатуры, разгромные статьи. В результате популярность этого инструмента стала падать. И рикошетом это падение ударило и по английской «аристократке». Концертина стала исчезать вообще. Она стала инструментом клоунов и музыкальных эксцентриков. Опять же из-за своего необыкновенного удобства и музыкальной выразительности.
К началу 20 века концертина практически изчезает. Однако вскоре начинается возрождение ее как национального инструмента шотландцев и ирландцев. Для национальной музыки используется англо-немецкий вариант. К нему, не меняя удобного аккордового расположения кнопок, добавляются ряды хроматических (черные клавиши фортепиано) кнопок. Это позволяет сильно расширить репертуар исполняемых мелодий.
В России в 20 веке концертина также была достаточно широко известна как инструмент куплетистов. Однако ее признали буржуазной, и сегодня из достаточно широко известных исполнителей можно назвать только Валентина Осипова, который виртуозно исполняет классические произведения на этом миниатюрном инструменте, и куплетиста Николая Бандурина.
Какие бывают концертины
Не следует путать название «концертина» со словом «концертино», что означает маленький концерт. Хотя очень часто так называют сам инструмент.
|