Вот и прошел Новый год, а вместе с ним - покупка елочки, вручение подарков, салат оливье, салюты-петарды, визги над шампанским «ой, оно выстрелит» и... конечно просмотр «Иронии судьбы». Все это неизменно (и тем именно приятно), и пребудет неизменным вечно, кроме... кроме фильма.
Как такое возможно, спросите вы. Фильм как был записан в 1975 году, так и остается любимым новогодним фильмом, наряду с древней «Карнавальной ночью», сумбурными «Чародеями» и сказкой «Двенадцать месяцев». Как он может измениться?
А вот и может.
Раньше - когда «Ирония…» только вышла (а есть тут трилобиты, не будем тыкать пальцем, которые помнят, как она вышла в первый раз) - все было понятно. Милый непрактичный Женя, трепетная лань Надя, вальяжный, но нудный Ипполит и хищная Галечка. Интеллигентная «мировая мама». Все было на своем месте: ревнивый немолодой Ипполит, богатый, добротный и правильный - но несимпатичный, потому что слишком правильный. Порывистая Надя ему не пара, или он ей не пара, потому что у нее - душа, но она цепляется за него как за последний шанс. Хищная Галечка тоже не пара милому раздолбаю Жене, хотя ее хищность набросана всего несколькими штрихами (а мама уйдет - говорит она уверенно, - а Катаняны обойдутся). Но Женя уже пойман: «От тебя не убежишь», - говорит он ей в самую лирическую минуту (ни фига ж себе, комплиментик, да?).
Вот так мы и привыкли, воспитанные в традициях соцреализма. А в литературе и кинематографе соцреализма было железное правило: если персонаж «правильный», если он добротно одет, не дай бог при галстуке, не опаздывает, да еще и приезжает на своей машине - что-то с ним непременно не так. Он непременно окажется эгоистом, себялюбцем, карьеристом, а то и предателем (ужас, ужас) родины. Хуже всего, если предполагаемый нехороший человек умеет себя вести, носит шляпу и даже (верх падения) галстук. Истинно положительный герой должен быть непременно рассеян, несобран, несдержан, одет кое-как (потому что по случаю огромного духовного багажа ему некогда думать о такой ерунде). Он может быть даже хамоват - это называется «естественность». То же и даже ярче - относится к персонажам женского полу: если девушка думает о карьере, о внешности, об устройстве квартиры и знает, где что почем - ждите подвоха. Настоящая духовно богатая девушка об этом не думает, она конспектирует классиков (можно Ахмадулину).
Вот это как раз тот случай. Зрители 70-х и даже 80-х, воспитанные на метаязыке предыдущих десятилетий, сразу понимали, что хорошо одетый Ипполит с бархатным голосом и преувеличенно светскими манерами - обязательно окажется чем-то нехорош. У него даже и имя - Ипполит - ненавязчиво тащит за собой ассоциацию с «предводителем дворянства» и чем-то таким классово чуждым. И когда он действительно срывается, увидев у невесты в квартире мужичка без брюк, мы радостно кивали головами: ну вот, видите? Вот он и раскрылся, вот вам и коверкотовое пальто, шляпа с полями и «жигули» - оно себя и оказывает! Бедная Надя, чуть было не угодила в ловушку, - вздыхали зрители, - хорошо, что ей все-таки попался такой хороший, такой правильный романтик Женя, в свитерочке и мятых брюках, с гитаркой, такой обаятельный. Все хорошо, они нашли друг друга и теперь поженятся и так и будут петь под гитарку всю оставшуюся часть жизни. На радость мировой маме. Ну разве не чудно?
И что же?
Вот так вот живешь, живешь, ходишь на работу, и вдруг бац - вторая смена! - как говорил раздолбай тоже из всенародно любимого шедевра соцреализма - фильма «Большая перемена». В смысле - подросла смена, взошла молодая поросль, которая сформировалась уже без благотворного влияния соцреализма, и совершенно без никакого «классового чутья». И оказалось, что среди молодых людей вовсе даже не Женя Лукашин считается «положительным героем» в своих мятых штанах и пиджачке за десятку «из Мосторга», а совсем даже Ипполит Георгиевич. Вместе с габардиновым пальто и дорогими духами для Нади (подозреваю, что и сам он не «Шипром» пользуется). А обаятельный Женя (Мягков, конечно, гений обаяния, куда деваться) - оказывается, просто лузер!
|