Начало » » » Как писать фантастику, или Пособие для Улучшанского
Как писать фантастику, или Пособие для Улучшанского
Неправильно считать, что советы «как надо писать» должны давать те, кто пишет. Ведь в конечном счете пишут-то они для читателя. Значит, читатель со стажем должен понимать в этом вопросе не меньше. А может и больше. Во всех других отраслях интересоваться мнением и запросами потребителя считается нормально и полезно, и только в литературе мнение этого самого потребителя (то есть именно что читателя) считается чем-то пренебрежимо малым и незначительным. Нормально ли это? Нет, это ненормально. Потому что писатель, вооруженный буквально тоннами презрения к мнению читателя, закончив книгу, начинает жадно отслеживать отклики, частоту посещений странички, заводит гостевую книгу и вообще яростно интересуется реакцией этого самого презренного потребителя.
Да и вообще – чтобы оценить вкус яичницы, совершенно не обязательно самому уметь нести яйца.
Итак, приступим. Чтобы читатель полюбил, а издатель (вследствие этого) закупил, писать надо: а) артистично, б) быстро, в) внятно г) грамотно, д) доступно... и так до я) ярко.
А что для этого надо? - спросите вы. И я, как читатель со стажем, отвечу: сюжет, сюжет и еще раз сюжет. Грамотность вам дадут словари и спеллчекеры, быстрота придет со временем (осваиваем быстрый набор), артистизм или есть или его нет, а внятность зависит от ясности в голове. Для усугубления же и кристаллизации замысла в голове очень помогает структурирование сюжета. Чтобы пишущий четко представлял себе: что он хочет написать и чем все должно закончиться. И чтобы читающие его читатели достигали катарсиса не менее трех раз за страницу!
Все помнят (а кто не помнит, тот идет в угол... то есть пить витамины и записываться в библиотеку) замечательное пособие, которое составил Остап-Сулейман-Берта-Мария Бендер-бей для незадачливого Ухудшанского. Называлось оно "Торжественный набор" и были там флаги, стяги, трактора, зубовный скрежет капитализма и прочее, несозвучное нашей эпохе. Нам это не надо - не наш набор реалий, - но тем не менее, метод хорош. Вот я и думаю: а не составить ли нам нечто подобное?
Для начала разомнемся на литературе фантастической. Опять же и писать ее легче, и любителей (фанов) у нее уж побольше, чем у классики.
Структуризация сюжета в данном случае такова: раз это фантастика, значит, глобально сюжетов может быть только два:
А) Фантастическое изобретение и его влияние на реальность
Б) Кто-то куда-то летит.
Начнем с последнего. Куда лететь - вариантов опять только два: или на Землю прилетают пришельцы, или земляне летят в космос. Рассмотрим детально (следите за руками):
1. Мы летим к ним
1.1.Они опережают нас по развитию науки:
..1.1.1. Мирное течение сюжета - обмен опытом (не встречается)
..1.1.2. Конфликт:
.....1.1.2.1. Наших хотят пустить на опыты
.....1.1.2.2. Не замечают или квалифицируют как помеху
1.2 Земляне опережают их
..1.2.1. Мирное течение сюжета - мы несем им свет знаний (не встречается)
..1.2.2. Конфликт:
......1.2.2.1. Обстрел из луков и пр. враждебное отношение к нашим астронавтам
.........1.2.2.1.1. Земляне отступают
.........1.2.2.1.2. Земляне усмиряют аборигенов:
..............1.2.2.2.2.1. Успешно
..............1.2.2.2.2.2. Безуспешно
..............1.2.2.2.2.3. Мы думаем, что успешно, а ни фига
..1.2.3. Земляне сами становятся аборигенами (желтеют, зеленеют и пр.)
..1.2.4. Земляне женятся на аборигенках и вливаются в пасторальную жизнь
2.Они прилетают к нам
2.1. Они прибыли с миром:
..2.1.1. Земляне радостно встречают пришельцев (практически не встречается)
.....2.1.1.1. Счастливый обмен знаниями
.....2.1.1.2. Пришельцы помирают от земных болезней
..2.1.2. Земляне плохо встречают пришельцев:
.....2.1.2.1. Уничтожают пришельцев сразу
.....2.1.2.2. Сразу не выходит - начинается война
.....2.1.2.3. См. п. 2.1.1.2
.....2.1.2.4. Им только и надо было, что какое-то вещество
........2.1.2.4.1. Получив его, они улетают.
........2.1.2.4.2. Убеждаются, что у нас его нет и улетают
........2.1.2.4.3. Без этого вещества улететь не могут и дохнут со скуки
Прочитав статью Александра Захарова, я захотел её дополнить. Речь пойдёт о художественном произведении - детективе, историческом романе и т.п. Итак, с чего начинается книга? В основе всякой художестве...
Как писать рассказы, знают все писатели. Более того, они их пишут! Причем в огромных количествах. Каждый день в Интернете появляется множество новых опусов. Большинство рассказов похожи друг на друга,...
Вспомните время, когда вы садились за письменный стол и, взяв в руки ручку, начинали выводить буквы на белоснежной бумаге. По окончанию письма вы складывали его втрое и запихивали в конверт, где уже б...
Вполне можно прожить, зная один, свой родной язык, но гораздо интереснее, когда в арсенале есть и другие языки. Они могут пригодиться при чтении книг на иностранном языке, при прослушивании песен зару...
В наборе инструментов не хватает именно того гаечного ключа или сверла, которые нужны.(Из законов Мерфи) Людям свойственно объединять предметы определенного назначения в наборы. Коробка карандашей, бу...