Джелем, джелем, лунгонэ дромэнса,
Маладилем бахталэ ромэнса.
(Первые строки цыганского гимна)
Планируя эту статью, я и не подозревала, что столкнусь с проблемой нехватки материала о жизни американских цыган. Не то что просто нехватки, но практически отсутствия такового. Поисковики привели меня в архивы судебных и законодательных органов некоторых штатов США. Для этого мне пришлось зарегистрироваться пользователем ряда закрытых судебных архивов (вот где пригодилась моя лицензия частного детектива!), заплатить членские взносы и выполнить прочие формальности. Думаете, много раскопала? Совсем негусто, для статьи маловато. Мы еще вернемся к этим архивам. А помощь пришла нежданно – муж нарыл в своем госпитале старую методичку, разработанную Департаментом здравоохранения в 50-е годы прошлого столетия.
«Организация и регулирование посещений пациентов цыганского происхождения». Так в переводе звучит название этой методички. В ней говорится, что многие госпитали США столкнулись с проблемой посещения некоторых пациентов их родственниками и близкими. Если американский цыган попадал в госпиталь, то его/ее сразу же окружали многочисленные члены семьи, родственники, друзья, прилетали цыгане из Европы. Палата или бокс в реанимации сразу наполнялся огромной толпой людей, которые мешали персоналу делать свою работу. Они наводняли комнаты ожидания в операционных блоках, грудились в приемных покоях. Если кто-то когда-то лежал в одной палате с цыганом или цыганкой, то знает об этом из своего опыта. (Сразу оговорюсь – посещение больных у нас в госпиталях ограничивается до 3-4 человек одновременно и разрешено с 7 утра до 8 вечера. Ночевать у постели больного можно только с разрешения лечащего врача).
Рядовой американец не может отличить цыгана от араба, ассирийца, просто смуглого американца. Он понимает только, что человек разговаривает на каком-то незнакомом ему языке, и лишь только задавая вопрос о том, на каком языке эти люди между собой разговаривают, можно узнать, что они цыгане. Вот таким образом работники госпиталей обнаружили, что люди, сбивающие ритм работы медперсонала, являются цыганами. В ответ на все просьбы удалиться и не мешать посетители ссылались на свои обычаи, на невозможность отлучиться от постели больного. Так в этом народе заведено: случилась беда – все к больному.
Вот так родилась эта методичка специально для пациентов цыганского происхождения. В ней указывается, что персонал не должен препятствовать посещениям большими группами людей, что родственники могут оставаться на ночь в палате или в реанимационном боксе. Если у постели больного одновременно находится, скажем, 12 человек, то трое сидят непосредственно в палате, а 9 ожидают своей очереди в холле отделения и по часам меняются. Госпитали должны позаботиться о еде и питье для членов семьи, организовывать спальные места для прилетевших из Европы близких пациента. Персоналу указывается быть особо тактичными и политкорректными с родственниками пациента неамериканского происхождения. Также рекомедуется предложить родственникам выбрать старшего по группе, который бы регулировал потоки посетителей.
Что я так ухватилась за эту методичку? Да потому, что вот оно – отношение страны к своему гражданину! Уважать его обычаи и традиции, создать ему условия, при которых, оставаясь гражданином США, он может идентифицировать себя как цыгана и быть цыганом. Думаю, что главная заслуга США как державы иммигрантов и плавильного котла для многих народов, это то, что каждый этнос этой страны имеет право и практикует это право оставаться этносом.
Первые американские цыгане бежали из Европы в Бразилию, Аргентину, в США в надежде на лучшую жизнь. Достаточно сказать, что в странах Европы с 15 по 18 век было принято 148 антицыганских законов. Цыганский народ превратился в париев. Пословица цыганская гласит: «ромэсте пэскирэ кругом пэ свэто» – цыгане живут везде по свету. Наши, американские цыгане быстро и успешно интегрировались в американский социум. Архивные документы, доступ к которым мне удалось получить, со всей очевидностью показывают, как пресекались попытки местных властей ограничить права и свободы цыган. Федеральные суды США строго карали власти штатов за попытки дискриминации цыганского народа.
|