Знаете ли Вы, уважаемый читатель, что в Древней Греции существовали различные списки мудрецов, но количество их в каждом перечне обязательно равнялось семи?
Самый ранний известный список семи древнегреческих мудрейших людей принадлежит Платону (Аристоклу): «К таким людям принадлежали и Фалес Милетский, и Питтак Митиленский, и Биант из Приены, и наш Солон, и Клеобул Линдийский, и Мисон Хенейский, а седьмым между ними считался лаконец Хилон». В других списках, например, у Диогена Лаэрция, вместо Мисона Хенейского включён коринфский тиран Периандр. Во всех перечнях среди семнадцати мудрейших повторяются четыре имени: Солон, Фалес, Биант, Питтак.
Древнегреческие мудрецы были выдающимися мыслителями, учёными, поэтами, законодателями своего времени, пользовались особым почётом и всеобщей любовью у греков. Житейская мудрость «семи мудрецов» проявлялась в осмыслении обыденного сознания в афоризмах (гномах), имевших форму всеобщности. Одни гномы представляли собой нравственные указания с самоограничением: «Ничего сверх меры!» (Солон), «Говори к месту» (Биант), другие включали философский смысл: «Познай самого себя», третьи – гномы Фалеса – были мудрыми мировоззренческими изречениями: «Быстрее всего ум, потому что он всё обегает».
Известный древнегреческий писатель и историк Плутарх из города Херонеи (ок. 45 – ок. 127) в своём сочинении «Пир семи мудрецов» привёл их встречу в Коринфе у Периандра. Но чем знаменит был Периандр? И почему одни считают его одним из семи мудрецов, а другие, например Платон, исключили из перечня тирана пелопоннесского города Коринфа ? Периандр стал правителем Коринфа после смерти своего отца Кипсела в 627 г. до н. э. и продолжил его политику интенсивного развития экономики и культуры. Тридцатилетнее правление Кипсела было очень плодотворным - город переживал культурный и экономический расцвет, когда Периандр стал правителем. Он ликвидировал многие родовые пережитки и организовал обширное строительство. О его мудрости и справедливости слагались легенды, но историки и философы, ненавидевшие тиранию и тиранов, не включили в семёрку мудрецов правителя Коринфа.
Мудрецы жили в конце 7 в. – начале 6 в. до н. э. в период образования и расцвета городов-государств в век железа, во время развития товарно-денежных отношений, начала чеканки монет. Один из самых известных древнегреческих мудрецов Солон происходил из знатного, но небогатого рода, и после смерти отца у него совсем не осталось средств к существованию. Он отправился в плавание на корабле, занялся торговлей и разбогател. Когда Солон вернулся в Афины, то застал ожесточённое противостояние разных слоёв населения: у бедняков не было своей земли, и они полностью зависели от знати. Солон стал писать стихи, в которых призывал к примирению путём взаимных уступок, затем прославился в битве за остров Саламин и стал самым знаменитым человеком в Афинах.
Афиняне решили поставить Солона во главе города, и в 594 г. до н. э. его избрали архонтом (одним из девяти чиновников, управлявших важнейшими делами государства). Противоборствующие партии хотели избрать его единоличным правителем, но он не согласился, заявив, что это место, на которое нетрудно забраться, но трудно его оставить, и тирания может стать злом для государства. Солон отказался от единоличной власти, но решительно провёл реформы, запретив обращать за долги в рабство афинских граждан. Проданных за долги в рабство за границу он велел разыскать и выкупить за государственный счёт. Он сделал высшей законодательной властью в Афинах народное собрание и покинул город на десять лет, взяв клятву с граждан, что они не станут менять новые законы до его возвращения.
Таким был этот мудрец, равнодушный к богатству и власти, прославлявший честных и порядочных людей, обличавший тиранию, считавший, что «с царями или не стоит совсем разговаривать, или надо говорить им чистую правду». Он предупреждал богачей, живущих в роскоши: «Пока жив человек, его нельзя называть счастливцем, так как никто не знает, что с ним случится завтра…». Даже в старости он пророчески стыдил перепуганных граждан, подчинившихся насилию: «Ещё несколько дней назад было так легко помешать возникновению тирании. Теперь же, когда она окрепла, искоренить её будет значительно труднее». По мнению Солона человеческая жизнь изменяется каждые семь лет и только в четвёртом семилетии наступает расцвет физических сил. Жениться Солон советовал в пятом семилетии…
|