Уровень развития нашей страны в начале ХХ века, степень свободы (особенно после революции 1905 года) вызывают споры не только среди историков, но и в кругу тех, кому интересно наше не столь уж далёкое прошлое. Историческое развитие по природе своей противоречиво и его важно не укладывать в прокрустово ложе очередной моноидеологии, а понять и разобраться в его сущности, рассматривая факты во всей их многогранности.
В оценке состояния России накануне революционных потрясений в исторической литературе прослеживаются два основных подхода: традиционалистский и обновленческий. Первый исходит из признания отсталости страны, существования практически неразрешимых в рамках самодержавия социальных, культурных, национальных противоречий. Второй подход заключается в ориентации на признание России процветающей страной, естественное развитие которой по капиталистическому пути нарушил заговор революционеров. Точка зрения исследователей, пытающихся выйти за пределы этого круга идей и проанализировать историю России XX в. на основе «цивилизационного подхода» еще не получила широкого распространения.
Уровень культуры, образования, национальных отношений, достигнутый Россией к началу XX в., явно недостаточно отвечал потребностям буржуазного модернизаторского процесса. Относительный рост экономики, прежде всего промышленности и железнодорожного транспорта в конце XIX в, породил спрос на образованных граждан и усилил тягу к образованию в среде всех классов и сословий.
Правительство, опираясь на заметное поступление средств в государственный бюджет, резко увеличило ассигнования на эту сферу. Число грамотных увеличилось вдвое в начале ХХ века. Главную роль стала играть светская школа в противовес церковно-приходскому образованию. В начале века ежегодно создавалось 5-6 тыс. новых школ. Бюджет начальной школы в 1907-1914 гг. вырос в 6 раз. (История России. Под ред. Керова. - М., 2003. - С.522).
Однако уровень образования изменился мало: только 40% россиян умели читать. Если во всех ведущих странах мира к началу XX в. действовали законы о всеобщем обучении, то в России подобные законы дебатировались в Государственной Думе, но так и не были приняты. Образование в целом носило сословный характер, причем дворянство, купечество, частично казачество имели привилегии в получении образования по сравнению с рабочими и крестьянами. (История России. Под ред. Керова. - М., 2003. - С.522).
Такой характер образования предопределил специфику развития русской культуры. Общепризнан подъем русской культуры на рубеже XIX—XX вв. («Серебряный век») и не подлежит сомнению ее мировой уровень. Однако эта культура носила по преимуществу элитарный характер, что только подчеркивало общую отсталость страны.
Оторванность русской интеллигенции от народа и ненависть трудящихся к носителям элитарной культуры стали питательной средой для развития в массах настроений нигилизма и анархизма, классовой ненависти, что проявилось в 1917 г. В рамках существовавшего политического и социально-экономического строя преодолеть пространство между культурной элитой и народом, обеспечить всеобщее образование не могли ни Дума, ни правительство.
Действительно, на огромной территории России имелись разительные противоречия в уровне образования между городом и деревней, между центром и национальными окраинами. Наличие народов с феодальными и патриархально-родовыми пережитками в полиэтническом образовании, именуемом Российской империей, обусловливало принципиальную невозможность ликвидации культурного отставания в ограниченные временные сроки в условиях самодержавия. Русские социал-демократы были убеждены не без оснований в том, что Россия была империей - «тюрьмой народов», которая систематически культивировала отношения национального неравенства, проводила политику насильственного русификаторства национальных культур и даже травила национальные меньшинства, в частности евреев.
В этих рассуждениях есть рациональное зерно, заключающееся в том, что действительно, часть народов была включена в империю насильно, а самодержавие в условиях назревания революции стремилось осуществлять принцип «разделяй и властвуй», натравливая одни народы на другие, организуя черносотенные погромы.
|