Существует множество загадок, связанных с жизнью и творчеством древнегреческого поэта Гомера, основоположника античной и европейской литературы. Вот уже много веков бытует мнение, что Гомер был слепым. Но так ли это было на самом деле? Ответ на этот вопрос можно найти в гениальных произведениях поэта, которые вот уже тысячелетия поражают своей удивительной образностью, точностью описаний, живостью и яркостью сцен и конечно, что весьма важно – многоцветностью «Илиады» и «Одиссеи».
Но все это выглядит довольно таки странно, если учесть, что древние легенды повествуют о Гомере, как о слепом странствующем певце, одном из аэдов. Приходит на память и рисунок из школьного учебника древней истории, где великий Гомер изображен с незрячими глазами. Этот знаменитый бюст был создан в Александрии в эпоху эллинизма, во II веке до нашей эры, то есть через 6-7 столетий после смерти Гомера.
Да и некоторые строки из «Одиссеи» исследователи творчества великого поэта трактуют как автобиографический рассказ, утверждая, что он был слепым от рождения, то есть никогда не знал, что такое свет и цвет:
Лирой, звеня сладкозвучною пел Демодок вдохновенный...
Муза его при рождении злом и добром одарила –
Очи затмила его, даровала за то сладкопенье
Но при перечитывании поэм Гомера складывается несколько иное представление о великом древнегреческом поэте.
Может ли слепой от рождения создать гениальные поэтические произведения, содержащие яркие красочные образы, детализированные до мелочей сцены быта, сражений и единоборств? Может ли слепой сказать что-то подобное о природе:
Зимней порой сыплет снег непрерывный,
Гор высочайших главы и утесов верхи покрывая,
Сыплется снег на брега и на пристани моря седого,
Волны его, набежав, поглощают...
Или:
Вестница утра, Заря, на великий Олимп восходила,
Зевсу царю и другим небожителям свет, возвещая
А вот строки, в которых поэт передает детали смерти одного из воинов. По-видимому, такое и не каждый зрячий может увидеть и тем более адекватно воспринять и передать в художественной форме:
С громом упал он, копье упадавшему в сердце воткнулось,
Сердце его, трепеща, потрясло и копейное древко!..
Можно с уверенностью сказать, что человек никогда не видевший подобной смерти, не смог бы так точно и ярко ее описать.
Многие сцены настолько реалистичны, что складывается впечатление, будто автор сочинял эти строки по ходу действия самого события:
Рати, одна на другую идущие, чуть соступились,
Разом сразилися кожи, сразилися копья и силы
Воинов, медью одеянных; выпуклобляшные разом
Сшиблись щиты со щитами; гром раздался ужасный.
А вот строки, описывающие переход воинов-аргивян через долину перед боем:
Словно туман над вершинами горными Нот разливает,
Пастырям стад нежеланный, но вору способнейший ночи:
Видно сквозь оный не дальше, как падает брошенный камень, –
Так из-под стоп их прах подымался мрачный, крутился
Вслед за идущими; быстро они проходили долину.
В этом отрывке, как на экране, словно в фильме, перед нами в толще пыли проходят воины, оставляя за собой клубы праха мрачного, который подымался из-под их стоп. Отрывок выписан как будто для съемок фильма (как, впрочем, и большинство других).
Эпизод может служить идеальным образцом для студентов, изучающих кинорежиссуру. Здесь, как в режиссерском сценарии, точно указаны крупность планов и их последовательность, и этот кинематографический прием помогает прочувствовать драматизм и внутреннее напряжение события. В этом отрывке Гомер также находит и интересные аналогии, сравнивая банальную пыль с состоянием природы.
Удивительно ярко Гомер характеризует и героев своих поэм. Все цвета конкретны и индивидуальны, например: Зевс – чернобровый, Афина – светлоокая, Ахилл – русокудрый, царь Менелай – светловласый, воин Терсит – косоглазый, Аполлон – сребролукий и т.д.
Интересны у автора и цветовые характеристики металлов: медь – багряная, а железо – седое. Странные и удивительные сравнения. Не часто в поэтических произведениях можно встретить что-либо подобное.
|