Альфрейная живопись, архитектурная обманка, гризайль, - если вы думаете, что все это имеет отношение исключительно к временам давно минувшим, то ошибаетесь. Современный жилой интерьер возвращается к классике. А где классика - там и живопись, в том числе - живопись на стенах и потолках.
Новое - это хорошо забытое старое. В сегодняшней России эта нехитрая истина подтверждается, в частности, возросшим спросом на художественно оформленные помещения. Оставим в стороне типовую лепнину, трафаретные орнаменты - состоятельные заказчики тяготеют к частному дворцовому интерьеру.
Еще несколько лет назад ровные перегородки из гипрока, импортные отделочные материалы, составляющие безликий термин "евростандарт", были незаменимы в отделке офиса или жилого помещения. Сейчас понятие "стандарт" перестало привлекать и заказчиков, и архитекторов. На первый план выходит фантазия, в моде - индивидуальность. Живопись в современном интерьере стала проявлением внутренней духовной культуры и вкуса, отражением чувства гармонии и меры.
Вспомни, как все начиналось:
Можно считать, что все началось с ритуальных рисунков, которыми наши пращуры стали украшать мрачные стены пещер. Или - с египтян, которые в начале III тысячелетия до нашей эры начали расписывать стены гробниц, изображая сцены предполагаемой загробной жизни.
Но правильнее всего вести отсчет от римских и греческих фресок, которые выполняли ту же функцию, что и современная живопись на стенах: раздвигали пространство, создавали дополнительный объем, позволяя расширять пределы жилища. Именно древние римляне изобрели настенные росписи, визуально раздвигающие пространство: на стене изображалась перспектива - колоннада или сад. Мастерство художников было так велико, что обман можно было заметить не сразу. Мир, изображенный на стене, воспринимался как продолжение реальности. В римских домах I века до н. э., сохранившихся в Помпеях, Геркулануме, Остии, расписанные художниками стены являются своеобразным лицом жилища. Стенная живопись, выполненная восковыми красками, главенствовала тогда в интерьере. Она свидетельствовала не только о вкусах, культурном уровне владельца дома, но и характеризовала его общественный статус, материальные возможности.
Вторым рождением роспись стен обязана Европе. Итальянские мастера Возрождения научились виртуозно использовать в настенных росписях эффект иллюзии, откуда и пошла традиция "архитектурных обманок", окон в несуществующий мир. (Кстати, по латыни стена - murus, отсюда и художников, занимающихся росписью стен, называют муралистами). Великолепные произведения архитектуры немыслимы без живописи мастеров.
В Россию роспись стен пришла, когда было "прорублено окно в Европу" - в Европе в ту пору царствовал высокий стиль, и без живописных панно на стенах и потолках не обходился ни один дом. У истоков формирования светских жанров этого искусства оказались приглашенные в Россию итальянские и французские мастера. Известные художники-декораторы Д. Валериани, С. Торелли, П. Г. Гонзага, Д.-Б. Скотти, А. Виги, а также выдающиеся итальянские архитекторы Ф.-Б. Растрелли, Д. Кваренги, шотландец Ч. Камерон и др. подготовили блестящую плеяду русских живописцев- монументалистов, выполнявших вместе с ними многочисленные заказы императорского двора. Уже к середине восемнадцатого столетия в России появились национальные кадры. Не без содействия европейских мастеров в моду вошли альфрейная живопись, стильные гризайли, живописные архитектурные "обманки", разнообразная колеровка и цветовой декор стен в зависимости от назначения помещений. Такой подход к оформлению интерьера позволял минимальными средствами достичь максимального эффекта.
Высокий стиль
Современная вспышка интереса к настенной росписи - возвращение к классическим образцам. Пресыщенные строго функциональным хай-теком, состоятельные заказчики создают себе пространство для жизни, родовое гнездо. Духу этих понятий как нельзя лучше отвечает настенная живопись.
Впрочем, использование живописных работ в интерьере немыслимо без продуманного общего стиля помещения. Стилистическая принадлежность интерьера диктует вполне определенный тип меблировки и оформления. Европейское барокко - это мрамор, позолота, богатые росписи, мягкая мебель, украшенная искусно выполненной резьбой и обитая бархатом… Раннее рококо - это изящные зеркала, причудливые консольные столики, пастельные тона, сочетания белого с голубым, светло-зеленым или розовым. Классицизм отдает предпочтение прямым линиям, классические интерьеры отличаются ясностью и гармоничностью пропорций. Определенным эпохам и художественным стилям присущи свои устойчивые комбинации цветов. Это дает художникам-декораторам основание оперировать такими терминами, как "цвета итальянского Ренессанса", "сочетания времен королевы Виктории", "палитра модерна"…