из семейства аралиевых: женьшень, родиола розовая, левзея сафлоровидная, элеутерококк), и некоторые
Часто бывает так: ребенок не доставляет особых проблем в поведении дома и в школе, занимается спортом, не просиживает часами в компьютерных играх. Но вот успеваемость почти по всем предметам оставляет желать лучшего. Обычно спрашивают, есть какие-то не очень вредные и недорогие лекарства, которые улучшают показатели школьной успеваемости?
Такие лекарства давно есть: это и витаминные препараты (аэровит, нейромультивит, компливит и многие другие), и так называемые ноотропы (пирацетам и его многочисленные торговые названия, пикамилон, фенибут), а также производные аминокислот (глютаминовая кислота, глицин), биологически активные добавки растительного происхождения (например из семейства аралиевых: женьшень, родиола розовая, левзея сафлоровидная, элеутерококк), и некоторые другие. Однако назначает их только лечащий врач - детская психика не полигон даже для самых добрых родительских намерений.
Советы типа «а я свою ненаглядную вот травками деревенскими попоила - и с тех пор не нарадуюсь» сразу же пропускайте мимо ушей, а если не жалко - еще и пожурите за них прилюдно: вряд ли вы будете обращаться за советом к первому встречному, если дома «забарахлит» какая-нибудь бытовая техника. Психика устроена несоизмеримо сложнее, и тут досужий совет - пример грубейшего бескультурья.
Прежде всего нужно выяснить причины, как Вам кажется, плохой школьной успеваемости. Сразу же, навскидку, приведу несколько: завышенные требования родителей, нерациональныо выстроенный ритм «учеба - отдых», проблемы с педагогами (возможно, ребенок боится или стесняется сказать это Вам), признаки минимальной мозговой дисфункции (дефицит функций внимания, или быстрая утомляемость, либо частичное недоразвитие психических функций и способностей), подавление родителями и педагогами доминирующих способностей с целью «сделать нормального, как все дети» и многое другое - вплоть до уже ставших привычными грубых нарушений питания (чипсы, йогурты, кола) с отсутствием необходимых растущей психике веществ.
Первый способный помочь Вам в этом специалист - это детский психолог, который побеседует с ребенком и проверит с помощью методик-тестов и игр структуру детской психики, уровень развития тех или иных способностей и соответствие их возрасту, показатели интеллектуального и эмоционального развития (последние легко сводятся в сумму баллов и носят название IQ и EQ соответственно).
Кстати, показатели эмоционального интеллекта даже более информативны - они выявляют не просто арифметическую сумму знаний, но и отношение к ним, а то может быть как у Л.Н.Толстого в «После бала»: «Господин прокурор имел несчастье окончить три университета, но при этом остался круглым дураком».
Если такого специалиста нет в Вашей школе - это можно узнать, например, в РОНО или в специализированных подразделениях центра восстановительной медицины («Детская психиатрия» и аналоги). Скорее всего, в первую очередь Вы получите от специалиста не совет по приему каких-либо лекарств, а набор развивающих упражнений для ребенка и рекомендации по изменению своего (да-да, и своего) поведения. Только в том случае, если психолог порекомендует в качестве дополнительного обследования и ведения консультацию детского невропатолога (психиатра, психотерапевта, дефектолога), Вы будете выполнять и лекарственные назначения этих специалистов. И еще раз убедительно прошу Вас - никакого лекарственного самолечения школьной неуспеваемости!
Что касается грамотной литературы по данному поводу, мнение мое таково. Большинство случаев школьной неуспеваемости у девочек имеют психологическую природу (их мозг изначально более устойчив, если примитивизировать тему до конца). Уж если девочка имеет какую-то врожденную мозговую дисфункцию - ее знаки обычно прямо-таки написаны на лице (а равно - и на координации, на особенностях работы органов чувств). С мальчиками все сложнее - больше нюансировки и разных вариантов, когда отличить особенности воспитания от дисфункции мозга подвластно лишь специалисту, и то - не с первого раза.