Оставление места происшествия.
Такая ситуация возможна:
Если в ДТП есть пострадавшие и необходима их срочная транспортировка в медучреждение (в этом случае ответственность за оставление места ДТП исключается, так как его участник действует полностью в соответствии с ПДД). Однако водитель в этом случае должен зафиксировать в присутствии свидетелей положение своего транспортного средства и обязан вернуться на место происшествия.
Если сложившаяся вследствие ДТП дорожная обстановка исключает возможность движения других транспортных средств (участвовавшие в ДТП машины перегородили проезжую часть), то в этом случае надо максимально точно и с обязательным участием свидетелей зафиксировать обстановку (положение ТС, расположение следов, частей, осколков и пр.), составить схему ДТП, указать в ней расстояния от центров колес до неподвижных ориентиров на местности (дорожные знаки, столбы, светофоры и т.д.) и только потом убирать авто в сторону. Здесь может помочь наличие фотоаппарата, пусть даже и встроенного в телефон, – зачастую отсутствие даже таких снимков существенно затрудняет разбирательство. Можно вызвать на место происшествия знакомых или родственников с фотоаппаратурой для более тщательного фиксирования обстановки. При наличии свидетелей и очевидцев необходимо записать их координаты.
В соответствии с п.2.6 Правил, если в результате ДТП пострадавших нет, а оценка обстоятельств ДТП со стороны водителей-участников не вызывает у них разногласий, при их взаимном согласии они имеют право после предварительного составления и подписания схемы происшествия следовать на ближайший пост ДПС или в подразделение милиции для оформления этого происшествия. Все это при условии, что оба водителя согласны в оценке ДТП. Иначе обоим могут приписать «оставление места ДТП». Так что, если не уверены в своих силах, лучше оставаться на месте, мотивируя тем, что не согласны с оппонентом в оценке ДТП, схему составлять не умеете (и не обязаны), как сохранить следы от ДТП (осколки и т.д.), не знаете.
Кто виноват?
Прибывшие на место сотрудники ДПС приступят к составлению необходимых бумаг. На данном этапе нужно быть очень внимательным в изучении тех документов, которые после составления вам предъявят и предложат подписать. Также надо зафиксировать фамилии сотрудников, правильное наименование и адрес их подразделения – это поможет впоследствии быстрее узнать, где будет рассматриваться дело и куда обращаться по всем вопросам, связанным с происшествием.
Как правило, у прибывшего наряда довольно быстро складывается мнение о виновнике ДТП, и в отношении него составляется протокол об административном правонарушении.
Иногда сразу определить нарушение ПДД в чьих-либо действиях невозможно, и эту ситуацию необходимо прокомментировать с точки зрения закона. В соответствии со ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность.
В кодексе имеется целая глава № 12, предусматривающая ответственность за нарушение ПДД. Поскольку сам факт ДТП косвенно свидетельствует о возможном наличии в действиях кого-либо из его участников нарушения правил, многие из которых (не все) наказуемы по соответствующей статье кодекса, то по факту ДТП может быть возбуждено дело об административном правонарушении.
Протокол
Составление протокола – наиболее частый способ возбуждения дела по факту дорожно-транспортного происшествия. С этого момента в соответствии со ст.25.1 правонарушитель имеет следующие права:
- знакомиться со всеми материалами дела;
- давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы;
- пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с кодексом.
В протоколе должны быть указаны:
- дата и место его составления;
- должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;
- сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении;
|