Как все начиналось
Впервые эти средства защиты были запатентованы почти сто лет назад, в 1907 году, спустя десятилетие после появления первого автомобиля. Это уже о многом говорит. В то время ремни безопасности служили только для фиксации тела водителя и пассажиров на уровне пояса и встречались достаточно редко. Более серьезное внимание им стали уделять после второй мировой войны. Американские инженеры-авиаторы Хьюдж Де Хевен и Роджер Грисуолд в 1951 году создали У-образную схему ремня с замком в районе живота.
Но «отцом» ремней безопасности по праву считается шведский инженер Нильс Болин. Именно он в 1959 году вошел в историю как создатель У-образных трехточечных ремней безопасности. Первыми автомобилями, оснащенными этими ремнями, стали модели уо!уо Р120 Атагоп и РУ544.
В Советском Союзе разработкой собственной конструкции занимался Леонид Оскарович Тедер. Именно под его руководством в проектно-технологическом и художественно-конструкторском институте Минместпрома ЭССР в 1970-м был разработан первый ремень безопасности, копировавший западные образцы. Все выпущенные экземпляры предназначались исключительно для внутреннего пользования - ГАИ Эстонии. А вот оригинальная модель, которая и использовалась в советских машинах, была разработана тремя годами позже, и в этом же 1973 г. запущена в массовое производство.
Обязательное использование ремней безопасности принято не так давно: в СССР - с 1975 года, во Франции с 1973-го, в Германии -с 1974-го, в Австрии - с 1975-го, в Швейцарии - с 1976-го, в Великобритании - с 1983 года, в США - только с 1984 года.
А зачем нам это?
В нашем обществе до сих пор дискутируется тема обязательного применения ремней безопасности. Дескать, это и неудобно, и машину вести мешает, и сгореть заживо можно, «да я и сам с усами». По-другому дело обстоит в странах Запада. Водители свято чтут букву закона, не хотят на себе и своих близких проверять статистические данные. А они достаточно красноречивы. Проверено, что люди, находящиеся в салоне автомобиля и не пристегнутые ремнем, способны получить травмы, не совместимые с жизнью, когда столкновение происходит на скорости 20 км/ч! Доказано, что ремень безопасности, не исключая, впрочем, ушибов, сотрясений и даже переломов, гарантирует сидящим в салоне жизнь при столкновениях со скоростью 50 км/ч. Когда в 1970-е годы повсеместно были приняты законы об обязательном использовании ремней безопасности, подкрепленные внушительными штрафами, автоинспекция и медицинские учреждения оказались немало удивлены полученными результатами. Количество дорожно-транспортных происшествий, естественно, не уменьшилось, но число тех, что заканчивались смертельным исходом, снизилось более чем в два раза. Аналогично выглядела статистическая картина с тяжелыми травмами, полученными водителями и пассажирами. Но особенно впечатлили данные по фронтальным столкновениям, которые указывали, что благодаря использованию ремней вероятность получения тяжелых и смертельных ранений водителем и передним пассажиром (а их места первыми обзавелись ремнями безопасности) уменьшилась почти в девять раз! Поэтому вскоре ремнями начали оснащаться и задние сиденья автомобилей.
В Японии подсчитано, что применение ремней безопасности помогает избежать гибели в 75 случаях из 100. В США опубликованы такие данные: ремни помогают избежать смерти при столкновении в 77 случаях из 100, а при опрокидывании - в 91 случае.
Другая тема - дети в машине. Скажите, как часто вы видите непристегнутых мамаш в кресле пассажира с ребенком на руках? Слишком часто. Никто не желает зла своему ребенку, но как иначе расценивать эти действия? При столкновении на скорости 40 км/ч ребенок весом 5,5 кг оказывает нагрузку на руки держащего, равноценную ПО кг. Удержать такой вес, особенно женщинам, вряд ли удастся. Да и ездим мы значительно быстрее, и вес ребенка не ограничивается 5,5 кг. Шансов выжить у малыша в этой ситуации нет никаких.
«За» и «против»
Многие водители говорят о том, что ремни безопасности сковывают движение, мешают при активном стиле езды. Ощущение такое, что они до сих пор используют первые образцы этого средства пассивной безопасности. Инерционная катушка, регулировка креплений по высоте, преднатяжитель с пиротехническим патроном уже давно стали стандартом в этой сфере, максимально облегчая их использование.
Сегодня же системами пассивной безопасности полностью управляет компьютер, сводящий к «нулю» лжесрабатывания систем.
Ремень действительно стесняет движения, если тянуться к бардачку или пытаться открыть правую заднюю дверь. Но ведь можно отстегнуться, открыть дверь и снова пристегнуться.
Что касается опасения сгореть в машине, то это наивно. Возгорание автомобиля возможно только при условии значительной концентрации паров топлива, превосходящей концентрацию воздуха в десятки раз. А это происходит только во время сильного столкновения, когда, будучи непристегнутым, вы вряд ли останетесь живы. В обратном случае у вас есть время, чтобы отстегнуться и покинуть изувеченный автомобиль.
До сих пор, несмотря на поголовную «электронизацию» систем безопасности автомобиля, ремни безопасности остаются одним из главнейших элементов, обеспечивающих сохранность здоровья водителя и пассажиров в случае столкновения. И более эффективного средства пока еще никто не придумал. Выбор, конечно, остается за вами, но помните, что цена его - ваша жизнь.
Так что, пока есть в автомобиле ремни безопасности, - пристегивайтесь!
Д. АЛЕКСАНДРОВА