Самая большая проблема современного бизнеса – найти рыночную нишу, которую еще не оккупировали конкуренты. Многие говорят: все занято, никуда не втиснуться, съедят – уж очень высок уровень конкуренции. Или нужны такие инвестиции в новый проект, что требуется уже быть успешным и богатым, чтобы иметь возможность себе их позволить. Но, оказывается, свободные ниши, не требующие сверхвысоких инвестиций, еще есть.
Беларусь – страна автомобильная. Автомобили в республике покупают, продают и эксплуатируют. Но машины сходят с конвейера, все они печально одинаковы, унифицированы и стандартизованы. И владельцам авто порой хочется немножко роскоши не только как доказательства успешности, но и для увеличения комфортности, из эстетических соображений, наконец. Вот тут-то открывается та самая свободная ниша рынка – обеспечение автолюбителей желаемой ими неповторимостью механического друга.
Правда, ниша эта частично занята. Разнообразные предприятия, специализирующиеся на тюнинге автомобилей и мотоциклов, наперебой предлагают окраску, установку дополнительного оборудования из каталогов, тюнинг выхлопных труб, увеличение мощности двигателя, легкосплавные диски, пластиковый обвес, стайлинговые краски, художественную роспись средства передвижения и многое другое.
Конкуренция? Конечно. Да и рынок сбыта услуг не столь обширен, как могло бы показаться, исходя из общего количества автомобилей в стране: не так много автолюбителей возжелает, к примеру, изобразить на своем металлическом друге художественную роспись. А при внимательном изучении предложений тюнинга замечается любопытный «провал»: почти полное отсутствие предприятий, специализирующихся на автозвуке.
Концертный зал на колесах – мечта многих автовладельцев. Теперь же, когда во весь рост стоит проблема пробок на дорогах, меломанами стали почти все водители. Но автозвук – это не просто магнитола, занимающая предназначенное для нее место. И не только колонки, вмонтированные в двери или панель за задним сиденьем автомобиля. Настоящий автозвук требует, кроме тщательного подбора аудиотехники, качественной вибро- и шумоизоляции салона. К слову, полный спектр таких услуг в Минске предлагают всего два тюнинговых салона.
Такое положение не удивительно. Обычный путь развития, в том числе и в сфере производства, и услуг – эволюционный. Тюнинговые салоны – это естественный продукт эволюции «гаражных мастеров» высокого класса. А услуги, которые они предлагали, были стандартны: ремонт кузова, окраска, ремонт салона автомобиля, ремонт двигателя и так далее. То есть, для того чтобы открыть тюнинговый салон, таким мастерам нужен лишь хороший дизайнер (для художественной росписи) и некоторая сумма денег. С автозвуком сложнее. Тут недостаточно иметь в штате отличного автослесаря или автомеханика. Требуется грамотный радиотехник. Желателен еще инженер-электроакустик, но, к сожалению, в Беларуси специалистов этого профиля учебные заведения не готовят.
При особо высоких требованиях к качеству автозвука мастерам приходится буквально обдирать салон автомобиля до голого железа. После чего монтируется система автозвука, устанавливаются вибро- и шумоизоляционные материалы, вновь собирается салон.
Такие работы требуют внимания и автослесаря, и автомеханика – ведь нужно не только установить систему и обеспечить качество звучания. Автомобиль после всех работ должен по-прежнему остаться средством передвижения, но уже оснащенным элементами роскоши. Не должны быть нарушены аэродинамические свойства автомобиля. Желательно сохранить в неприкосновенности свободный объем салона и багажника.
Когда за установку автозвука берутся любители, на автомобиль после их «работы» бывает страшно смотреть: удивительно, как в салоне может поместиться водитель, не говоря уже о пассажирах. Правда, «звучат» автомобили очень качественно. Но можно ли их назвать средством передвижения? Это уже не автомобиль, а салон аудиотехники на колесах. Что-то вроде тумбы с аудиоаппаратурой.
Белорусский автомобильный рынок нуждается в профессионалах, которые могли бы превратить серийную машину в концертный зал, сохраняя при этом все ее автомобильные качества и свойства. Главное, что потребуется тому, который решит занять эту свободную нишу, это мастера, специалисты высокого класса. Это тем более важно, что работать они должны не на серийное производство, а на индивидуальный заказ, превращать каждый автомобиль в произведение искусства.
|