В какую бы страну меня не заносило, я стараюсь увидеть не только ее парадный фасад, но и неофициальную сторону. Но если нет возможности пожить жизнью местных, ходить по делам, покупать не только вино и бутерброды к ужину, выбрасывать мусор, если пребывание в стране ограничено туристической неделей, то увидеть и понять страну очень помогают ее памятники. В них сохранено то, что ценит народ, его суть, любовь, историю и традиции.
Испания. Страна, подарившая миру много талантов в области литературы, искусства, архитектуры, географических открытий… В Испанию едут как за историей, так и за солнцем, морем, вкусной кухней. История, как правило, бережно хранится в глубине страны, за оливковыми рощами, а море с городками-бухточками ждет вас на побережье. Но кто сказал, что прибрежные районы скучны? Родившиеся как береговые укрепления, они хранят традиции и память о той поре, когда в каждой семье кто-то ходил в море.
Давно уже прошла эпоха завоеваний, но на прибрежных рамблах – главных улицах городков – нет-нет, да и встретишь памятник, позволяющий узнать страну чуть лучше.
Ллорет-де-Мар: на правом мысе бухты девушка ждет моряков из похода. Какие-то озорники сделали девушке педикюр голубым лаком. А на рамбле группка каменных девушек и парней танцуют сардану. Еще чуть-чуть, и нога каждого участника опустится на землю. Видимо, плаванье было успешным, и моряков дождались.
Салоу : в центре набережной памятник королю Хайме Первому. За простыми линиями скульптуры скрывается история человека, родившегося в Монпелье (Франция) и скончавшегося в Валенсии. Но между этими двумя событиями, естественными в жизни каждого человека, король успел многое. Хайме I отвоевал у мавров Каталонию, Валенсию, Мурсию и Балеарские острова и основал валенсийское королевство. Почитаем как освободитель на всем восточном побережье Испании.
Таррагона - городок недалеко от Салоу. Попасть туда можно по железной дороге. Возле станции Салоу памятник - паровозик. Почти игрушка. Но когда-то бегал и попыхивал трубой, а теперь стоит и блестит ровной краской боков на солнце. Но в Таррагону попадаешь на другом поезде - современном, с тонированными стеклами, плавно мчащемся рядом с морем. В Таррагоне две рамблы, Старая и Новая, идущие параллельно. От прибрежного холма, к которому примыкает дорога на сваях, Средиземноморский балкон, по Новой Рамбле идем знакомиться с городом.
Вот в тени на краю скамейки сидит старичок, отдыхает. Застыл в бронзе спокойный взгляд. А мы идем дальше - к центру. И опять остановка. Молодые девушки дают представление для любопытствующей доброжелательной публики. Под несовременную музыку исполняют синхронный танец. Но река-рамбла снова подхватывает и несет к новой вехе-памятнику. Вот это интересно - он представляет собой башню из людей в несколько ярусов. Рассматриваем, не подозревая, что исчезнув в одном из притоков-ответвлений этой улицы, попадем на настоящее зрелище - построение этих «замков».
Тень от домов обещает прохладу, и мы стараемся убежать от полуденной жары. Чем глубже в переулки, тем больше на пути флагов и тем громче музыка. Ноги начинают спешить - один из синдромов путешественника: «не проморгать бы интересное». То ли ты несешься, то ли на тебя летят флаги, улочки, из которых не сразу находишь верные, которые приведут куда надо. Люди, люди, их все больше, и все движутся в одном направлении.
В какой-то момент дома расходятся и образуют кольцо, во главе которого величественный собор. На нижней террасе собираются группы людей в особенной одежде. Белые рубашки, кушаки определенных цветов, штаны до щиколотки, мягкие тапочки. Это команды. Они занимают почти всю площадку до домов и ступеней, ведущих к верхней террасе церкви. Нет, нам там явно не место, как и прочим любопытным. Хорошо бы на балкончик дома, балкончиков много. Но там и без нас хватает зрителей. Они кричат, подбадривают команды. Решаем выйти к верхней террасе и, держа курс на шпиль церкви, начинаем обходить площадь.
Под аркой дома неподалеку, в тени, что-то происходит. Колоритного степенного испанца несколько помощников опоясывают широким красным кушаком. Пожалуй, этот испанец - из цепочки самого нижнего яруса. Туда идут самые коренастые, сильные мужчины. А верхушкой-маковкой, замыкающей «замок», являются дети лет восьми. Это маленькие храбрецы, сосредоточенные и особенно внимательные в те торжественные минуты, когда «замок» под бравурную музыку и крики болельщиков начинает двигаться вверх по ступеням к собору и обратно.
|