Тропические джунгли – райский сад или ужасы зелёного ада?
Для человека, вступившего в тропическую сельву, есть два счастливых дня – первый, когда он, поражённый красотами природы, ослеплённый великолепием и могуществом красок, думает, что попал в рай, и последний, когда он, близкий к сумасшествию, в ужасе, ломая ветки, бежит сквозь чащу и вырывается, наконец, на свободу из поглотившего его зелёного ада.
Безбрежный океан исполинских деревьев, растущих так тесно, что их вершины переплелись между собой, и образуют сплошной зелёный купол над головой. Причудливые лианы и ротанги опутали густой сетью и без того непроходимые дебри. Всюду мох, никакой травы, грибы, папоротники, орхидеи и деревья – карлики и великаны теснятся в борьбе, лезут друг на друга, переплетаются, перекручиваются безнадёжно, образуя непролазную чащу.
Вокруг господствует зелёный сумрак, не видно ни восхода, ни заката, никакого ветра, ни самого слабого дуновения. Воздух неподвижен, как в оранжерее, насыщен парами воды и углекислого газа. Пахнет гнилью. Сырость невероятная – до 90-100% относительной влажности. И жара! Термометр днём показывает почти всегда 40 градусов. Жарко, душно, сыро! Всё вокруг покрыто блестящей испариной.
Пух коварной лианы слепит животных, прингамоса, обвивающая лиану, обжигает кожу, плод её снаружи кажется радужным шаром, а внутри он подобен едкой золе. Дикий виноград вызывает понос, а орехи связывают терпкими тисками весь рот до гортани. Сельва, девственная и кровожадная, нагоняет на человека навязчивую мысль о неминуемой опасности… Органы чувств сбивают с толку разум: глаз осязает, спина видит, нос распознаёт дорогу, ноги вычисляют, а кровь громко кричит: «Бежим, бежим!»
Не найти более выразительного описания гнетущего впечатления, которое производит на человека девственный лес. Автор этого отрывка колумбиец Хосе Ривьера хорошо знал дикую сельву, по долгу службы участвуя в вооружённом конфликте между Колумбией и Венесуэлой, исходив её вдоль и поперёк и навидавшись ужасов, какие не покажут по телевизору в самых леденящих кровь фильмах.
Поражает контраст между этим мрачным описанием тропического леса и восторгами перед его красотами, которые часто приходится встречать на страницах приключенческой литературы. Мы больше привыкли к восторженным рассказам о природе тропиков – причудливое переплетение лиан, огромные яркие цветы, сверкающие, как самоцветы, бабочки и колибри, раскрашенные, словно ёлочные игрушки, попугаи и зимородки. Всюду яркое солнце, чудесные краски, оживление и звонкие трели. Красота чарующая!
Так-то оно так, только не следует ни лежать, ни сидеть, ни стоять на этой преисполненной жизни земле. Можно лишь постоянно двигаться. «Попробуйте, – пишет исследователь Африки Стэнли, – положить руку на дерево или растянуться на земле, присесть на обломившийся сук и вы постигнете, какая сила деятельности, какая энергичная злоба и какая истребительная жадность вас окружает. Откройте записную книжку – тотчас на страницу садится дюжина бабочек, пчела вертится над вашей рукой, другие норовят ужалить вас в самый глаз, гудит перед ухом оса, перед носом снуёт громадный слепень, и целая стая муравьёв взбирается по вашим ногам – берегитесь! Скоро они доберутся до ворота и вонзят свои челюсти вам в кожу, заползут в уши и в нос!
Всюду насекомые, сухопутные пиявки, которые жалят, кусают, колют и пьют человеческую кровь. Бесчисленные осы жалят так, что доводят до исступления, а если набросятся роем, то и до смерти. Тигровая улитка падает с ветви и оставляет на коже ядовитый дымящийся след своего присутствия, так что вы корчитесь, катаетесь по земле от боли и кричите благим матом. И, конечно, везде муравьи. От их укусов испытываешь муки ада. Вопль: «Муравьи!» страшнее клича начала войны. Это означает, что людям нужно бросить жилища, прекратить работу и огнём прокладывать себе путь к отступлению, искать убежища где угодно! Это нашествие кровожадных муравьёв тамбоча! «Спастись, спастись!» – бедные аборигены предпочитают пиявок страшным миллиардам муравьёв и погружаются в заводь.