Увидеть корриду хоть раз в жизни? Да нет, мало кто из иностранцев лелеет с детства эту мечту. Не меньшее число романтиков хотело бы увидеть карнавал в Рио или Венеции, домик Санта Клауса за полярным кругом или живого индийского йога, или взобраться на Эверест, или выпить чешского пива в Чехии, или в Вене – кофе по-венски.
Коррида – не футбол или гонки, где случайного зрителя подзаряжает сама атмосфера, бой быков действует лишь на людей с особым эмоциональным зарядом, заложенным в детстве, требует особой чувственной структуры. Хемингуэй еще больше запутал нас, сознавшись после десятков неистовых репортажей и рассказов, что почувствовал определенный вкус к корриде, но все же так и не понял до конца всей загадки притягательности этого зрелища.
Тавромахия - бои и игрища с быками - известны в Европе и Азии с древнейших времен. В самой Испании они происходили еще до римского завоевания. В античное время их связывали с культами солнца и плодородия. В средние века испанские корриды обыкновенно связывались со свадебными торжествами. Самая пышная из коррид древности состоялась в 1144 году по случаю бракосочетания принца Гарсиа VI Наваррского с дочерью короля Альфонсо VII. Известно, что во времена Альфонсо Х в деревнях Эстремадуры жених из мало-мальски хорошего семейства непременно при поддержке друзей дрался с быком и должен был вонзить в холку животного дротик, украшенный лентами невесты.
Именно тогда и начали появляться первые профессионалы, и Альфонсо Х издал указ, объявляющий выступление на корриде за деньги бесчестным и позорным делом. Тогда основным видом корриды были бои конных идальго или простолюдинов против быков, и участники должны были «безвозмездно демонстрировать свою смелость перед злым животным». Быка при этом предписывалось, по возможности, не убивать – смертью быка заканчивался особый бой, более других напоминавший древнее жертвоприношение.
Первые корриды в Мадриде проходили на площади Кампо-дель-Рей («Королевское поле», чуть позднее главной городской ареной стала Пласа-Майор («Главная площадь»). В дни праздников здесь убивали «четырех быков утром и двенадцать вечером». Многие проводили ночь перед корридой на площади – чтобы иметь возможность на следующий день занять лучшие места. Первая школа тавромахии возникла в конце XVII века в Севилье. И к концу следующего века профессионально обученные тореро постепенно вытеснили развлекающихся рыцарей с «пласа брава» - «сцены храбрости».
Любопытно, что испанские церковники не только благосклонно смотрели на традицию, возникшую в недрах идолопоклонничества, но и не без удовольствия присутствовали на корридах – хотя Рим и не приветствовал этого увлечения. Впрочем, в 1519 году в дни карнавала коррида (на которой погибли три матадора) была проведена прямо на площади святого Петра в Риме, и на ней присутствовал сам святейший папа. Но 1 ноября 1567 года папа Пий V издал буллу, под страхом смерти и отлучения от церкви запрещающую проведение корриды. Там говорилось, в частности: «есть еще многие, которые в разных городах в тщетном хвастовстве силой и смелостью в публичных и частных представлениях сражаются с быками, что приводит к смертям и ранениям и представляет большую опасность для душ», а сама коррида квалифицировалась как «тупое и кровавое зрелище, более демона достойное, чем человека». И что же? Король Филипп II «нажал на все рычаги» и добился отмены запрета!
В середине XVIII века каждый район Мадрида имел свою арену для корриды – как правило, площадь, огороженную деревянными щитами. Нынешняя коррида в основных чертах сохранила правила, сложившиеся в XVIII веке. С той поры до наших времен дошли три четко определенных периода боя: сначала пикадор на лошади разъяряет, но и изматывает быка уколами пики; за ним бандерильерос, держа в руках два пестрых дротика остриями вниз, с грациозным спокойствием идут на быка, вонзают в шею и отбегают мелкими шажками; и наконец в сопровождении капеадорос, машущих плащами, появляется главное действующее лицо - матадор, он же эспада, ставший главной фигурой на арене с тех пор, как Филипп V отменил участие конных тореро в основном бою.
|