Предыдущая моя поездка в Литву, где я прожила 30 лет, до распада СССР, состоялась почти сразу после референдума по вопросу вступления республики в Евросоюз, который проходил 11 мая 2003 года. Тогда подавляющее большинство населения проголосовало за вступление Литвы в Европейское Сообщество. Жители пребывали в состоянии эйфории, считали, что жизнь в Литве будет сказочно прекрасной, богатые европейские страны будут оказывать помощь, ручьем потекут капиталы, ожидали этакий «западный рай» в самом ближайшем будущем. Особенно привлекала возможность передвигаться по всему миру без всяких виз. Одна коллега по прежней работе прямо сказала мне: «Уж теперь-то я побываю во всех странах, куда захочу, туда и поеду!». Я тогда не стала ее разубеждать, доказывать, что помимо желания надо еще иметь и материальные возможности.
Через год после референдума, в мае 2004 года, Литва стала членом Евросоюза, сохранив при этом свою национальную валюту – лит. Введение единой европейской валюты планировалось с января 2007 года, но Еврокомиссия и Европейский центральный банк посчитали, что Литва не готова к этому из-за слишком высокого уровня инфляции. Время вступления республики в единую монетарную зону ЕС отодвинуто на 1 января 2010 года. В апреле нынешнего года Еврокомиссия оштрафовала Литву (так же, как и Латвию с Эстонией) на 3,182 млн. евро за излишки запасов сельскохозяйственных продуктов: молочных, мясных, овощей, риса, вина, которые они накопили перед вступлением в ЕС на случай подорожания. Хотя все вновь вступающие страны обязались не создавать запасов продуктов, но в большинстве стран-новичков ЕС такие запасы были обнаружены. Штраф республика обязана уплатить не позднее мая 2010 года.
И вот, снова еду в Литву, где осталось немало родственников и друзей. Хочется своими глазами увидеть, что же изменилось в Литве, лучше ли стала жизнь? Недавний опрос общественного мнения показал, что 28,6% граждан положительно оценивают изменения в стране, ставшей членом ЕС, а 71,4% - отрицательно. После поездки я решила, что примкну к 28,6 %, у меня больше положительных впечатлений. Во-первых, для едущих в Литву россиян теперь не надо оформлять транзитную визу через Латвию. Раньше, чтобы попасть из Петербурга в Вильнюс, приходилось оформлять латышскую визу для проезда коротким путем через Даугавпилс. Либо отправляться поездом Петербург-Калининград, который колесит по всей Белоруссии, и время в пути до Вильнюса увеличивается на 8 часов! Конечно, сейчас ехать гораздо удобнее. Гораздо лояльнее стал пограничный и таможенный контроль пассажиров.
Очень бросается в глаза по приезде в Литву полное обновление парка автомашин. Практически не встретишь на дорогах наших «Жигулей» или «Волг». Все автомобили иностранного производства: европейские, японские, американские. И все машины чистенькие, нет авто, заляпанных грязью, ибо полиция грязнуль штрафует. Машин очень много, вечером около домов не пройти, не найти места, чтоб припарковаться, хотя бензин намного дороже, чем у нас, в России.
Общественный транспорт работает очень хорошо, автобусы идут один за другим. Множество маршрутных такси, стоимость проезда в которых не намного выше, чем в автобусе, или даже одинакова. От Вильнюса до Клайпеды (330 км) проезд в автобусе стоит от 48 до 52 литов, в зависимости от типа автобуса, а на маршрутке – 50 литов, и время в пути на 40-50 минут меньше, чем в автобусе. Да, соотношение рубля и лита примерно 1:9,5. За 9,5 рублей дают один лит, но поменять рубли на литы сложно, многие обменные пункты рубли не принимают, только евро, доллары, фунты и прочие валюты европейских стран.
Автомобильная дорога от Вильнюса до Клайпеды построена в конце 70-х – начале 80-х годов прошлого века, и она была, без преувеличения можно сказать, самой лучшей дорогой в СССР (ездили, видели). Сейчас дорожное полотно активно ремонтируется, некоторые участки расширяются. По обе стороны шоссе появились заправочные станции разных нефтяных компаний,оборудованные на высоком европейском уровне. Раньше этого не было. Площадки для отдыха также стали очень комфортными, с бесплатными туалетами, с небольшими кафе. Вообще по всей трассе такое большое количество кафе и ресторанов, в основном с национальной кухней, и небольших гостиниц, просто удивительно! Рай для путешественников!
|