Начало » » » Чем интересен средневековый Выборг - Виипури? Часть третья: парк Монрепо.
Чем интересен средневековый Выборг - Виипури? Часть третья: парк Монрепо.
Когда коренных жителей Выборга спрашиваешь о достопримечательностях, многие советуют непременно побывать в старинном парке «Монрепо». Название его в переводе с французского означает «мой отдых». Парк расположен за городом, примерно в 2,5 км от замка, автобусы близко к нему не подходят, и в зимнее время я там ни разу не бывала. Весенний отдых в санатории приближался к завершению, поэтому, расспросив соседку по комнате – выборжанку, как туда добраться, в компании трех отдыхающих отправились знакомиться с парком.
Миновав замок, оставив слева холм с памятником Петру I, по Петровской улице выходим к старинным Аннинским укреплениям, названным в честь Святой Анны.
Укрепления строились для защиты города с северной стороны, по проекту генерал-майора де Кулона – с 1731 по 60-е годы XVIII века. Мощные стены, напоминающие валы из гранитных глыб, и глубокие рвы прекрасно сохранились, так как эти укрепления ни разу не использовались в боевых действиях. Сейчас стены поросли деревьями и кустарниками, на ровной площадке между двумя валами устроен аттракцион-автодром. В стенах было когда-то четверо ворот, но сохранились только одни, Фридрихсганские, через них мы и продолжили путь. Вскоре по мосту пересекаем железную дорогу, ведущую в Финляндию. Рельсовый путь проложен среди вырубленного в скальных породах «коридора».
Дорога к парку заняла около часа, наконец, перед нами входные ворота, которые представляют собой стилизованную под готику деревянную арку с гербом первого хозяина усадьбы А.Л.Николаи. Посещение парка платное, взрослый билет стоит 50 рублей, для школьников и пенсионеров – 25 рублей. Но так как забора практически не существует и рядом с воротами можно пройти беспрепятственно по многочисленным тропинкам, то полагаю, что билеты приобретают только те, кто идет с организованными экскурсиями. Большинство же местных жителей ходят в парк бесплатно. Сразу за воротами есть стенд со схемой парка, но в кассе нет никаких буклетов, хотя бы с кратким описанием того, что можно посмотреть. К сожалению, это у нас в России повсеместно – ни в одном из музеев нет бесплатных буклетов с информацией для туристов.
Один из китайских горбатых мостиков.
История создания парка, сейчас именуемого историко-архитектурным и природным заповедником, подробно описана в Википедии, так что желающие могут прочитать. Я, чтобы не повторяться, только скажу, что заслуга создания парка принадлежит семейству Николаи. В конце XVIII века эту территорию приобрел Людвиг Генрих фон Николаи, барон, уроженец города Страсбурга. В России он принял имя Андрея Львовича. Начинал свою карьеру в должности учителя будущего императора Павла I, а закончил ее президентом Петербургской Академии Наук. Николаи был одним из образованнейших людей своего времени. Когда в 1820 году А.Л.Николаи умер, работы по благоустройству и украшению парка продолжил его сын Павел Андреевич Николаи.
Обелиск братьям Броглио
От входных ворот идет неширокая асфальтированная дорога, по обеим сторонам которой растут старые деревья – березы и клены. Метров через двести справа можно видеть основные усадебные постройки XIX века, обнесенные забором и закрытые для доступа посетителей в связи с вялотекущей реконструкцией. Главный двухэтажный деревянный дом с колоннами был построен в 1820 г. по проекту архитектора Жозефа Мартинелли в духе русского классицизма начала века и является единственным в Ленинградской области памятником деревянного зодчества той эпохи. Очень хочется побывать здесь, когда восстановительные работы завершатся и усадьба будет принимать гостей. А пока идем любоваться природой.
Такое вот чудное дерево.
Дорога сразу за постройками разветвляется на грунтовые тропинки, которые петляют среди множества скал, нагромождений гранитных валунов, выходят к заливчикам и главному заливу. Какие чудесные здесь пейзажи! Вода, разных оттенков камни, густая зелень деревьев и кустарников образуют великолепное сочетание. А большинство различных построек и памятников, все, что когда-то вызывало восхищение и украшало парк, сейчас находится в не самом лучшем состоянии. На невысокой скале у залива стоит колонна в честь императора Павла I, она выглядит убого: краска облупилась, доска с надписью сорвана, видимо, была из металла. Так что мы даже фотографировать ее не стали. Хорошее впечатление производят два китайских горбатых мостика, перекинутых через ручьи, которые были восстановлены в 1998 и 2001 годах.
Есть территории на земле, которые ассоциируются у большинства населения однозначно. Ведь можно практически что угодно назвать «дорогой жизни», но у большинства россиян и жителей бывшего СССР первой ас...
Однажды, когда путешественники были уже недалеко от заветной цели, с ними стряслась ужасная беда: их захватили в плен арабы-работорговцы. Думая получить хороший выкуп, они держали пленников в тайном у...
Жил себе в Канаде фермер. Пахал землю, растил хлеб. Может быть, именно картины колосящихся пшеничных полей или заломы во ржи привели его к мысли вить деревья и кусты. Аксель Эрландсон часто наблюдал с...
Автомобильная дорога – штука небезопасная сама по себе. Но есть в мире дороги очень опасные. Такие, как старая дорога в боливийской провинции Юнгас (North Yungas Road). Многие считают её самой опасной...
Какая странная штука – жизнь. Странная и интересная. В текучке дней мы зачастую забываем о том, что жизнь-то у нас одна. Как же мы можем так бесцеремонно растрачивать ее на пустые будничные заботы, не...