Москва всегда была промышленным центром, и фабрично-заводские территории мирно сосуществовали с жилыми домами. Даже больше – производственные предприятия строили дома для своих сотрудников, а жители окрестных районов устраивались на работу недалеко от дома. Но пришли капиталистические времена, и стало ясно, что земля-то в городе слишком дефицитна и дорога. И лучше бы на этих территориях (а некоторые из них находятся в очень привлекательных районах города) построить жилье, а сами предприятия – выводить за черту города. Скорее всего, это будет не только коммерческое жилье, но и предназначенное для городских социальных программ.
Программа по перепрофилированию и выводу части промышленных объектов за пределы столицы была принята ещё в советские времена в 1971 году. Однако реальных преобразований в те времена практически не происходило. Бесчисленные нормативные акты, согласно которым должны были реформироваться данные территории, носили лишь декларативный характер.
Новый перечень выводимых предприятий был утвержден уже правительством Москвы в 1995 году, а в 2004 году - принята целевая программа по реорганизации производственных территорий, основной направленностью которой стало жилищное строительство.
Согласно новому Генплану развития Москвы на период до 2020 года, производственные зоны города будут сокращены с 16,9 тыс.га до 13,7 тыс.га. Намечается ликвидация 16 промзон и частичное сокращение территории 20 промзон. Для жилищного строительства должно освободиться 2,8 тыс. га.
По заявлениям столичных властей, жилищное строительство на территории бывших промзон, в первую очередь, послужит городским очередникам и молодым семьям. Кстати, в 2006 году из построенных 5,3 млн. кв. м. жилья, на долю муниципального пришлось 34%, в прошлом году эта цифра увеличилась до 46%.
Прогнозы: построят эконом- и бизнес-класс
«Вывод промышленных предприятий с территории столицы и комплексная застройка освободившихся земель призваны стать эффективным способом борьбы с нехваткой жилья в Москве, - заявил Интернет-журналу о недвижимости Metrinfo.Ru Сергей Куренков, директор департамента инвестиционного консалтинга компании «Домострой». – Поскольку в наши дни промзоны представляют собой резерв для жилищного строительства, то, скорее всего, из этого резерва смогут получить квартиры и очередники в рамках общегородской социальной программы».
«На месте бывших промзон правительство планирует к 2020 году построить до 50 млн кв.м. жилых домов, относящихся к категории планового социального жилья, - развивает тему Тимур Сайфутдинов, исполнительный директор Moscow Exclusive Sotheby’s International Realty. – Жилые дома будут возводиться в тех местах, где не было заводов и фабрик с вредным производством. На освободившихся территориях, в основном, будет строиться жилье эконом и бизнес-класса, которое станет доступным, в том числе и по ипотечным программам, гражданам со средним достатком».
Объективные препятствия
Поскольку столице катастрофически не хватает площадей для масштабных проектов жилищного строительства, эта программа, безусловно, является весьма привлекательной и для девелоперов, и для городских властей. Но процесс реновации промзон довольно длительный и сопряжен с целым рядом проблем.
«Во-первых, он сложный и дорогостоящий, - комментирует ситуацию Владимир Кузнецов, руководитель службы проектного консалтинга и аналитики агентства элитной недвижимости WELHOME. - Во-вторых, вывод промзон должен обязательно сопровождаться созданием значительного количества новых альтернативных рабочих мест. И, наконец, сегодняшние промышленные зоны тесно связаны с целым пластом малого и среднего бизнеса, чьи интересы невозможно не учитывать».
Объективные сложности возникают и у застройщиков, осваивающих данные территории. Причинами задержек, в частности, могут стать правовые вопросы, связанные с приватизацией 90-х годов, а также прохождение экологических экспертиз, перенос коммуникаций, сопровождающиеся всевозможными согласованиями и т.д.