Таганка – самое московское название и самое московское место. Но перемены не миновали и этот уголок старого города. Древние пятиэтажки сносятся, на их месте строятся новые дома. «Комплексная реконструкция» надвигается практически на всю столицу, и ее основная цель — трансформация городской среды в соответствии с требованием времени. А эти требования предполагают не только новый архитектурный облик, но и новый уровень жизни. Хочется надеяться, что преобразования не навредят историческому наследию, которое было сохранено до наших дней.
Что такое «комплексная реконструкция»
Правительство Москвы предпринимало попытки приступить к реконструкции ветхих аварийных домов ещё с 1989 года, но до 1995 года работа по реконструкции не носила системного характера, пока не была сформирована программа реконструкции пятиэтажного и ветхого жилого фонда. По данной программе, застройщики должны были реконструировать и реставрировать дома, которые не подлежали сносу. Однако заниматься только реконструкцией кварталов оказалось невыгодно девелоперам, поэтому вслед за этим власти Москвы разработали также программу по сносу домов.
«Реконструкция 1 кв. м. в старом доме лишь на 20% дешевле нового строительства, - заявил корреспонденту Интернет-журнала о недвижимости Metrinfo.Ru Юрий Синяев, директор по маркетингу ГК «Конти». - Рентабельность комплексной реконструкции района по нашим подсчетам находится в пределах 10%».
Тем не менее, как заявляют специалисты рынка недвижимости, комплексная реконструкция кварталов станет основной формой застройки в столице. Большая часть всех запланированных территорий будет реконструирована за счет бюджетных средств города. Согласно новому генеральному плану, главным девелопером столицы до 2025 года станет правительство Москвы. По данным ГК «Конти», основная масса возведенного жилья будет находиться в распоряжении города, и впоследствии будет распределена в соответствии с социальными программами. Таким образом, столичные власти намерены ускорить исполнение социальных программ. «Вместе с тем, небольшая доля реконструируемых кварталов на конкурсной основе будет распределена между частными инвесторами, - добавляет Юрий Синяев. - Это будут участки, наименее привлекательные для города и наиболее сложные в плане освоения территории».
Рабочий район с элитной перспективой
Совсем недавно Таганка была рабочим районом с особой аурой, воспетой московскими шансонье. В один из крупнейших промышленных районов Москвы она превратилась в первом десятилетии ХХ века. После революции район стал называться Пролетарским, и только в 1936 г. ему вернули прежнее название.
«На сегодняшней репутации Таганки сказывается индустриальный характер соседнего юго-востока, да и сам район может «похвастаться» как минимум двумя обширными промышленными территориями», - рассказывает Алла Аксенова, ведущий эксперт компании DOKI, - К тому же долгое время образ Таганки ассоциировался с известной на всю Москву здешней тюрьмой, которая совсем недавно переквалифицировалась в Новоспасский мужской монастырь».
Следует также добавить, что Таганский район заслуженно признан «архитектурным заповедником» столицы, на территории которого располагаются 27 храмов, несколько монастырей, более 100 памятников архитектуры. И бывшая рабочее-тюремная Таганка стала активно фигурировать на рынке элитной недвижимости.
Глобальная трансформация
В начале 2002 г. столичное правительство издало документ о сносе 40 жилых домов, расположенных в восточной части Таганского района, согласно которому всего необходимо было снести 80 тыс. квадратных метров жилья и построить 200 тыс. На сегодня, как утверждают эксперты, предусмотренная программа успешно реализуется.
Подтверждением тому могут послужить новые жилые дома (около 20 домов, в основном, монолитно-кирпичных), построенные в этой же части района на месте сноса, целый ряд элитных новостроек, а также объекты социальной инфраструктуры: 2 детских сада, пристройка к школе, спортивный комплекс. Вместе с наращиванием объема жилья, стратегия развития Таганского района предусматривает также решение проблем, связанных с реконструкцией коммуникаций и инженерных систем, обеспечения транспортных развязок.