Есть такое понятие – хозяин рынка. Означает оно сторону, которая на данный момент является меньшинством – и, соответственно, способна диктовать свои условия. На протяжении практически всей истории московского рынка недвижимости хозяевами тут были продавцы: квартиры постоянно дорожали, желающих поменять жилплощадь на дешевеющие деньги было заметно меньше, чем стремящихся совершить обратный процесс. Так что продающая сторона могла сколь угодно много капризничать, зная, что покупатели все равно набегут. Впрочем, случались и развороты. Например, люди, покупавшие квартиру после дефолта 1998 года, до сих пор помнят внимание и заботу к себе со стороны продавцов…
Нынешняя ситуация на рынке – стагнация. Как изящно выразился на недавней конференции МАР по аналитике Дмитрий Таганов, начальник аналитического центра корпорации «Инком-недвижимость», «царит равновесие, но равновесие плохое: и спрос незначительный, и предложение небольшое». Это значит, что выраженного хозяина нет, обе стороны в одинаковом положении. Интернет-журнал о недвижимости Metrinfo.Ru постарался разобраться, как вести себя в такой ситуации всем сторонам процесса.
Больше всего условия изменились для владельцев недвижимости – соответственно, большая часть рекомендаций адресована им. Прежде всего, необходимо расстаться с иллюзией, что покупатель никуда не денется, обязательно найдется. Такая точка зрения, абсолютно справедливая для ажиотажного рынка, теперь не работает.
Создаем простор
Если вы всерьез хотите продать квартиру, первым шагом должна стать ее подготовка. Жилища наши, говорит Вадим Мартыненко, директор департамента вторичного рынка корпорации «Рескор», и так не слишком просторные, а многие хозяева еще и заваливают их всевозможным хламом. Объяснения, что при переезде я все это обязательно выброшу, а пока вещи «пусть постоят», никуда не годится: они (вещи) крадут у помещения пространство. Второе, что необходимо сделать на этом этапе – это вымыть в квартире все, а особенно окна: свет – это объем. Также не забываем, что впечатление от квартиры начинается не от входной двери, а намного раньше – еще в подъезде. Поэтому вымыть пол, окна, ввернуть лампочки нужно и на лестничной клетке (если лампочек жалко, можно после каждого просмотра забирать их). Были случаи, когда в подъезде даже делался косметический ремонт – но это спорная рекомендация, потому что траты могут не окупиться при продаже.
Выставляем цену
В прежние времена – все помнят – цена обычно выставлялась «с запасом». Смотрим, за сколько продается аналогичное жилье, и сами ставим цену процентов на 10 выше – в расчете на то, что за время выхода объявления они еще подрастут. Сегодня такой прием не срабатывает.
Автор прекрасно понимает, что получить побольше денег – это естественное человеческое желание. Поэтому агитировать за продажу за полцены я не стану. Но следует понимать, что на стагнирующем рынке цена должна быть выставлена точно – иначе никто из покупателей не заинтересуется вашим предложением. Поэтому предстоит, во-первых, тщательно проанализировать все аналогичные предложения. А во-вторых, не «завышаться» от них: цены сегодня практически стоят, а значит, за те неделю-другую, пока выйдет ваше объявление, они не изменятся.
…В душе каждого продавца живет надежда, что существует некий «волшебный» покупатель, который заплатит больше объективной рыночной стоимости. Может быть, у человека в нашем доме живут родственники. Или он просто такой бестолковый – не знает уровня цен. Такое, конечно, иногда бывает – но примерно один раз на тысячу. Остальные 999 продавцов, пытающихся получить больше возможного, остаются ни с чем: они либо снижают цену, либо не могут продать. Добавим еще, что чудеса если и происходят, то в условиях ажиотажа. На спокойном рынке все иначе: покупатель тут имеет возможность поразмыслить, сравнить с другими предложениями.