Ежедневно москвичи приобретают более 500 автомобилей, которые надо где-то парковать или хранить. Между тем, удобные паркинги и подземные гаражи не всегда предусмотрены в необходимом количестве даже в новостройках. В то же время цена машиномест во всех их сегментах постоянно растет,и у некоторых граждан возник соблазн использовать покупку гаража в качестве инвестиции. В редакцию Интернет-журнала о недвижимости Metrinfo.ru часто поступает вопрос: "Может ли покупка гаража стать выгодным вложением капитала?" Идя навстречу пожеланиям читателей, ответ на этот вопрос решила выяснить наш корреспондент Надежда Семеновская.
Как рассказала корреспонденту Интернет-журнала о недвижимости Metrinfo.ru исполняющая обязанности руководителя ипотченого департамента ООО «РЕСКОР-недвижимость» Оксана Позднякова, на рынке «жилья для железного коня» слишком мало предложений гаражей и автостоянок, соответствующих современным стандартам. Нездоровая ситуация сложилась в России исторически.
В советское время такую роскошь, как личный автомобиль, могли позволить себе немногие. В результате при строительстве микрорайонов создание гаражей и парковочных мест для автомобилей было не предусмотрено проектом. По мере роста парка автомобилей местами автостоянок стали площадки перед домами. Чуть позже, в 70-е и 80-е годы, появились гаражные кооперативы, расположенные, как правило, вдоль промышленных зон, железнодорожных путей. Подобные железные боксы (не путать с «ракушками») востребованы до сих пор.
В начале девяностых годов появились частные охраняемые автостоянки, а также были предприняты попытки обеспечивать безопасность и сохранность своего автомобиля под окнами квартиры – так появились суррогатные гаражи-«ракушки». Также же стали строиться первые многоуровневые подземные и надземные гаражи, места в которых предлагались к продаже физическим лицам. Ранее, за самым редким исключением, гаражи такого уровня принадлежали только организациям и были немногочисленны.
Гаражи сегодня – баланс между спросом и предложением
Столичные власти постоянно работают над решением проблемы «бездомных» автомобилей. Не обошлось без ошибок – например, сегодня около двух га московских земель занято «ракушками». Такое использование дорогих площадей просто неэффективно, кроме того, часто ракушки, установленные незаконно, создают угрозу безопасности населения, мешая проезду к подъездам пожарных или скорой. Московские власти в последние годы постепенно сокращают количество «ракушек». Планируется сохранить право на них лишь для некоторых льготных категорий граждан – например, инвалидов-«опорников».
Согласно принятым законодательным нормам, сейчас создатели проектов микрорайонов и жилых домов предусматривают наличие автостоянок и гаражей в своих проектах, в которых количество машиномест, как минимум, соответствует количеству квартир в доме. Согласно Постановлению Правительства Москвы от 4.10.2005 года, обеспеченность машиноместами должна составлять не менее одного и не более двух на одну квартиру, в зависимости от принадлежности дома к категории комфортности.
Но строительство все равно не успевает за все растущим числом автомобилей. В 2007 году в Москве построили гаражей 134 тыс. машиномест. Такого количества явно недостаточно, ведь в среднем автопарк увеличивается на 9% в год, ежедневно на столичных дорогах появляются около 550 новых автомобилей. Всего же за последние три года количество автомобилей увеличивалось ежегодно на 150 000 - 200 000. К 2010 году планируемый парк составит 4 млн. авто.
Таким образом, можно предположить, что проблема недостатка машиномест, которую уже сегодня можно назвать одной из самых острых в городе, в дальнейшем будет только усугубляться.
Спрос большой – будет ли ажиотаж?
Логично предположить, что в такой ситуации гаражи и машиноместа будут продаваться, как горячие пирожки, и постоянно дорожать. В некоторых районах Москвы стоимость места для машины в подземном гараже превысила не только стоимость самого автомобиля, но и стоимость аналогичной по метражу жилой площади. Теперь место в гараже многоквартирного дома эконом-класса может стоить более 2,5 млн. рублей (более $100 000). В элитный жилых домах стоимость машиноместа в подземном гараже может достигать стоимости однокомнатной квартиры в Подмосковье (до $160 000).