Слова «информационное агентство» у обычного человека не вызывают никаких негативных эмоций. Под ними понимаются ИТАР-ТАСС, РИА-Новости, «Интерфакс» или всевозможные иностранные «Ассошиэйтед пресс» и далее через запятую. Стоит, однако, переместиться на любимый нами рынок недвижимости – как все меняется. Здесь информационное агентство – это, как правило, мошенническая организация, работающая по заветам Остапа Бендера. Корреспондент Интернет-журнала о недвижимости Metrinfo.ru задался целью исследовать деятельность тех участников рынка, которые дают в рекламе заведомо невыполнимые обещания.
Это сладкое слово «халява»
Вотчина информационных агентств – аренда. Сложившиеся на московском рынке традиции таковы, говорит Ольга Владиславлева, руководитель департамента аренды корпорации «Рескор», что за поиск варианта агентством (нормальным, не информационным) платит снимающий. Стоимость этой услуги – одна месячная ставка аренды, т.е. как минимум 20-22 тысячи рублей. Понятно, что многочисленным провинциалам, приехавшим «покорять столицу», это кажется ужасно дорогим: сразу приходится платить от 60 тысяч: 20 – за первый месяц аренды, еще 20 – страховой депозит, и еще столько же риэлторам. Поэтому пытливый ум снимающих ищет варианты сэкономить. И находит… предложения информационного агентства, которое готово помочь за 1-2 тысячи рублей. Имеется, правда, «маленькая» деталь: в отличие от нормального риэлтора, который действительно занимается вашим вопросом и берет деньги только «по факту» (т.е. когда заселение состоялось), «информационщики» предлагают лишь информацию. Список сдающихся квартир с телефонами владельцев. Звонить, договариваться с ними предстоит клиенту уже самостоятельно.
В принципе, ничего криминального в такой постановке вопроса нет. Беда в другом: варианты, представленные в списке, изначально «мертвые». Либо этих квартир никогда не существовало в природе, либо они давно сданы – в этом случае информация украдена из баз данных обычных риэлторских агентств, и хозяева этих квартир говорят довольно нервно: им каждый день звонят и спрашивают о квартире… Впрочем, есть и еще один вариант – человек на другом конце телефона говорит, что квартира действительно существует, и готов показать ее, но денька через два, потому что сейчас у него неотложные дела. Как уже догадался проницательный читатель, этот «хозяин» - подставное лицо, задача которого всячески «пудрить мозги» клиентам информационного агентства, по возможности продлевая их приятные иллюзии.
«Сам по себе бизнес по торговле информацией имеет право на существование, - говорит Максим Каталов, директор «Открытой компании». – В профессиональной среде известны игроки, поставляющие базы данных для риэлторских компаний – они вполне добросовестны, и их продукт с удовольствием покупают. Основной дефект тех «информационщиков», о которых спрашиваете вы – в том, что информация заведомо недоброкачественная. Это не бизнес, а мошенничество».
Как распознать?
Сыщик Фикс («Вокруг света за восемьдесят дней» Жюля Верна) очень справедливо утверждал, что крупные воры всегда походят на честных людей. «Тому, кто похож на мошенника, не остается ничего другого, как быть честным человеком; иначе его тотчас же арестуют, - говорил он. – За честными-то физиономиями и надо следить в первую очередь». Мы это к тому, что у сотрудников информационных агентств бесполезно искать диавольские рожки или копыта – внешне все выглядит вполне респектабельно. Офис, в нем привлекательные барышни, звонят телефоны, стрекочут принтеры… Так что смотреть надо на вещи более прозаические, в первую очередь – читать предлагаемый вам договор. Если в нем фигурируют такие формулировки как «информационное обслуживание», «исполнитель обязуется предоставить список» и тому подобное, отмечает Валерия Родионова, руководитель филиала «Сивцев Вражек» компании «Новый город» – это очень верный признак.