Число путешествующих растет год от года — такова всемирная статистика. Туризм переживает подъем. Прогноз весьма благоприятный: так будет продолжаться не один десяток лет. Между тем Россия вообще и Северо-Западный регион в частности особыми ресурсами гостеприимства не располагают — сказывается дефицит гостиниц.
Известно, что конкурентным преимуществом Лондона перед Москвой в гонке за Олимпийские игры 2012 года стало наличие инфраструктуры гостеприимства. Гостиничный номерной фонд в Москве оценивается в 10 номеров на тысячу жителей, в северной столице этот показатель составляет всего пять номеров. Для сравнения: в Праге — 15, в Амстердаме — 35 номеров. Выходом из создавшейся ситуации может стать развитие малого гостиничного бизнеса, а именно создание мини-отелей и пансионов, особенно загородных.
Гостиница — очень привлекательная идея для желающих иметь собственный бизнес. Гocтиничнaя индустрия в привычном понимании — крупные четырех–пятизвездные отели — часто предполагает хорошие стартовые возможности, тогда как в России мнoгиe приходят на отельный рынок со скромным капиталом и используют в основном собственные финансовые средства. Oтcюдa тенденция распространения именно мини-гостиниц.
В зарубежной практике гостиничный бизнес малого формата зачастую семейный. Хозяева не только владеют отелем, но и работают в нем — как правило, уже несколько поколений семьи заняты в обслуживании отеля. Нередко при гостинице есть семейный ресторан, иногда пекарня, поэтому работы хватает всем.
В России мини-отели различных модификаций получили наибольшую популярность в двух туристических центрах — Сочи и Санкт-Петербурге. На Черноморском побережье Кавказа частный сектор традиционно конкурировал с гостиницами и пансионатами; сегодня, в связи с предстоящей олимпиадой, там прогнозируется заметное оживление. Номерной фонд города на Неве был создан при расселении коммунальных квартир, и в последние годы именно мини-гостиницы набирают обороты. Интересно, что в Москве такой формат практически не прижился. Считается, что виной тому различие в городской структуре жилого фонда. При peaлизaции проектов малых гостиниц непосредственно в центре Санкт-Петербурга используется так называемая схема «короткого плеча»: сначала выкупается один этаж, потом второй, третий, вскоре весь подъезд становится малым отелем. В Mocквe же старых коммунальных квартир практически не осталось. Кроме того, развитие этого бизнеса в столице сдерживается длительностью согласований и стоимостью нового строительства, сложностью и дороговизной перевода квартир в нежилой фонд.
Российские мини-гостиницы можно подразделить на городские и загородные, и хотя они будут существенно различаться по внешнему облику, суть их в конечном итоге одна и тай же: индивидуальный подход к клиенту.
Критерии мини-отеля
Маркетинговые подходы при определении критериев мини-гостиниц разные. В США мини-отель предполагает до 150 номеров, в Европе — до 50, в российской практике мини-гостиницы насчитывают от 5 до 50 номеров. Считается, что отель более эффективен и доходен, если в нем от 50 номеров. В борьбе за конкурентную цену и из-за отсутствия дополнительных площадей и персонала мини-гостиницы часто не имеют атрибутов бизнес-отелей: конференц-зала, рекреации, выбора ресторанов и кафе, паркинга, многих дополнительных услуг. Между тем, для того чтобы малой гостинице была присвоена определенная категория звездности, необходимы многие сервисы и службы. Но поскольку мини-отели чаще всего не могут себе это позволить, им сложно присвоить даже категорию «три звезды», хотя уровень комфорта для проживающих в них зачастую не ниже, чем в крупных отелях. Международные и российские требования по предоставляемым услугам различны, но с тенденцией расширения перечня к интернациональному уровню. В России собственники мини-отелей стремятся создавать гостиницы бизнес- и даже VIP-класса, хотя спросом пользуются туристические пансионы и хостелы — напоминающие студенческие общежития гостиницы, где несколько койко-мест в одной комнате (от 2 до 12).