Для лучшего взаимопонимания давайте сразу определимся с понятиями. Культура – что это такое?
Изначально слово «культура» восходит к латинскому «cultura» – возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание. Но истоками все смыслы не ограничиваются. Понятие культуры многозначно, и единого точного определения, которое бы отражало все грани, у него нет.
Для интереса забралась на интернет-поисковик с вопросом «Что такое культура». Результат - около десяти миллионов ссылок на различные страницы. Немало, на мой взгляд. Много разных мнений, разных формулировок. И это хорошо. Значит, есть интерес к осмыслению вопроса. А осмысление дает возможность построить внутри себя некую упорядоченность. И порядок, присутствуя внутри, непременно отразится порядком снаружи. Проверено многократно и сомнению не подлежит.
На основе этих рассуждений хочу предложить свою трактовку – не для включения в словари, а для обозначения того, о чем писать буду.
На мой взгляд, культура – проверенный жизнью предков пример, образец, маяк, по которому можно строить свой жизненный путь. Это организация человеком всей его жизни – как внешней, в коммуникациях с окружающим миром, так и внутренней, в отношениях с самим собой. Вот так и получается – хотим мы или не хотим, а культура сопровождает нас в каждый момент нашей жизни. А значит, культура – это наше все, есть она у нас или нет. Ведь отсутствие культуры – это тоже своего рода культура.
Несколько лет тому назад я была гостем на международном форуме «Россия интеллектуальная». Помимо наших российских ученых, там присутствовали и зарубежные представители – как бывшие наши соотечественники, покинувшие страну в разные годы, так и ученые из разных стран. В официальных мероприятиях и в кулуарах форума часто задавался один вопрос: «Кто сейчас в обществе является примером для подражания, авторитетом?» Вопрос звучал и из российских, и из зарубежных уст.
Мой сосед, ученый из Чехии Франтишек Янух, переехавший жить в Швецию, все допытывался у меня, являются ли сегодня врачи с учителями в России действующими авторитетами, и какие социальные группы я могу привести в качестве образца. Рассказывал о том, что происходит в Чехии, о сложности воспитания, участившихся случаях неадекватного детского поведения: насилия над сверстниками, агрессии вплоть до убийства. Проблема оказалась общей. Истоки этого понятны, а вот выход… Долго искали мы с ним, какие светлые маяки сегодня правят в нашей жизни, и что нужно сделать, чтобы их свет был заметен и притягателен. Но нашли не ответ, а скорее направление, в котором имеет смысл двигаться.
Прошло уже три с лишним года с тех пор. Но вопрос авторитетов и образцов, их правильного и эффективного предъявления для качественной социализации общества до сих пор актуален. Он отражает оформившийся и не до конца проработанный вызов времени. Свершилась смена системы ценностей стран бывшего социалистического лагеря, а адекватные замены образцов и эталонов не успели сформироваться. Хаос эталонов привел к тому, что в ход пошло самое примитивное и легко усваиваемое: сила и деньги. Это практически обычная ситуация при смене общественных форматов. Но ее «обычность» нисколько не упрощает жизни нам, кому пришлось жить в этот переменчивый период.
На сегодня ситуация потихонечку упорядочивается, хотя это пока только тенденция, а не сформированная реальность. Понемногу становится понятно, что не все купишь за деньги, и что целью они быть не могут. Да и как средство панацеей не являются. Больше внимания привлекается к проверенным веками традиционным конфессиям. Ведутся уважительные, в меру готовности участников, межконфессиональные диалоги. Хотя случаются и непростительные провокации (вспомните публикации про Пророка Мухаммеда).
Мы пытаемся переосмыслить и уважительно принять нашу собственную историю, пусть это не всегда получается. История нашей родной страны для нас во многом неоднозначна. Никуда от этого не деться: ведь все уже сложилось так, как сложилось и приходится с этим считаться. Это непросто – принять, понять, восстановить разрушенную культурную ткань по тем обрывкам, что у нас имеются; заполнить и заштопать дыры в соответствии с первоначальным рисунком.
|