В общем, так. Есть на Горбушке один пожилой дяденька, он торгует аниме, и я часто треплюсь с ним чисто за жизнь. И он приберегает для меня разные интересные вещи. В основном, старые. В этот раз посоветовал если не первую, то одну из самых ранних работ Миядзаки.
Вообще, аниме о приключениях Люпена представляют собой весьма обширную серию, и работы Миядзаки – лишь одна грань этого мира. Я, в общем-то, многого не ждал, но так как являюсь поклонником французской детективной прозы и скупаю на барахолках Сименона, Сувестра с Алленом и Леблана (о последнем и речь), решил, что в пользу такого произведения можно пожертвовать обычной порцией суси – жалко не будет.
И получил огромнейшее удовольствие! Великолепно отрисованные панорамы старой Европы, пруды с лилиями в старом парке дворца герцога, городок с тесными улочками и трактиром с низкими сводчатыми потолками, в котором над стойкой помещён портрет горячо любимой народом принцессы. Принцесса – отдельная статья. Вообще Миядзаки любит принцесс. По этому аниме можно судить, как давно он их любит и какими себе представляет. То есть, в виде Наусики, Ситы, а также простой итальянской девушки Фьё. Так вот – все они похожи на дочь герцога Калиостро Клариссу, поскольку она увидела свет куда раньше - их вещица, по-моему, датирована 1979 годом.
Далее. Кто такой главный герой? Это внук знаменитого «вора-джентльмена», «благородного разбойника» Арсена Люпена, хорошо известного широким массам российских читателей ещё до Октября 1917 года. Наряду, между прочим, с не менее знаменитым злодеем, известным под зловещей кличкой Фантомас, но ещё не блестевшим тогда своей знаменитой лысиной, а скрывавшим свой облик под островерхим капюшоном. Кстати, наёмные убийцы графа очень напоминают Фантомаса в его первородном обличье.
Потрёпанные томики с ять и твёрдым знаком хранились на полках советских школьников, переживая трудную эпоху материализма. В советской прозе детективный жанр приживался с трудом, и к тому моменту, как набрали обороты романы Вайнеров, Ардаматского, Адамова, на волне популярности пошедших в широком прокате французских авантюрных комедий издательства «Молодая гвардия» и «Советская Россия» инициировали выпуск заново изданных литературных первоисточников. Я приобретаю на развалах именно эти издания – в оклеенных синим или серым коленкором обложках и с призывом сдать 20 кило макулатуры в обмен на книжный талон на последних страницах…
Первые изданные в постсоветский период покетбуки также нередко содержали в себе антикварную французскую прозу. Народ хотел читать прежде всего детективы, и этот голод удовлетворяли любой доступной пищей.
Бой часов на башне – явный отсыл к роману Мориса Леблана «Восемь ударов стенных часов». В этом романе также Арсен Люпен разыскивает кольцо, в котором была зашифрована страшная тайна, которую скрывал от девушки опекун. Этот опекун хотел на ней жениться и прибрать к рукам наследство её родителей. Так же, как и коварный граф. Кольцо уравновешивало статуэтку святого, стоявшую в нише на фронтоне дома опекуна, служа грузиком в её основании.
Граф Калиостро – вымышленный титул знаменитого авантюриста Джузеппе Бальзамо. Он очень подходит аристократу из глухого уголка старой Европы, протянувшему нити своей паутины в самые отдалённые страны света и во все крупнейшие мировые столицы.
Миядзаки любит технику, причём отнюдь не прозаические современные электродуховки, троллейбусы и световые табло. Он стремится показать, что механизмы давно забытой конструкции хоть и не могут заменить технику, к которой мы привыкли в повседневном быту, однако способны на нечто большее, что современной технике недоступно – они и сейчас, как десятилетия и века назад, поражают наше воображение. Система подачи воды, работающая от ветряного двигателя, огромный механизм курантов, несущий в себе программу, цель которой – в назначенный день разрушить башню и дать ход воде, доселе сдерживаемой древнеримской плотиной...
Фиат 500, на котором ездит главный герой, по-видимому, непростой. Во всяком случае, крышка моторного отсека во время погонь у него открывается совсем как у Фиатов с тюнингом легендарного Карло Абарта. Такие машины успешно выступали в гонках, стартовали даже в ЛеМане. Откинутая для предохранения мотора от перегрева крышка служила также подобием антикрыла.
|