Согласитесь, что сегодня в нашем телеэфире не так уж и много передач, которые мы ждем с нетерпением. «Кабачок «13 стульев» был именно такой программой. С годами посетители «кабачка» стали друзьями практически каждой семьи в Союзе.
Как только начинался показ очередной серии, все бросали свои дела, чтобы вновь встретиться с любимыми героями. В те годы шляпки пани Моники вызывали небывалый интерес у женщин, прически пани Зоси их удивляли, а короткие юбки пани Катарины пользовались сумасшедшим успехом. Пан Директор всех веселил, пан Профессор умилял своей интеллигентностью, пан Зюзя с милой улыбкой сыпал анекдотами.
Из развлекательных передач в 60-е годы на телевидении были известные всем «КВН» и «Голубой Огонек», викторины, всевозможные «угадайки» и конкурсы. В эпоху «хрущевской оттепели» молодые сотрудники «Отдела занимательных передач» на ЦТ, где юмор был редким гостем, придумали «Короткие истории». О сериале речи тогда не шло, передача должна быть разовой.
И вот в 1963 году все «завертелось»… Режиссер отдела ЦТ Михаил Григорьев принес юмористические рассказы, из них сотрудники с упоением «мастерили» крошечные инсценировки. Разыгрывали их актеры Театра сатиры: А. Папанов, Г. Менглет, О. Аросева, Ю. Волынцев, З. Зелинская…
Они весело переругивались в декорациях кафе, бассейна – везде, где придется, даже на кухне. Чтобы сгладить «стыковки» в сценарии, за сценой включали какой-нибудь музыкальный мотивчик.
Режиссер Театра сатиры Валентин Плучек, которому предложили взять на себя постановку передачи, категорически отказался. Другие кандидаты в режиссеры только пожимали плечами, с улыбкой вчитываясь в сценарий новой программы. Ассистент В. Плучека, Георгий Зелинский, к которому обратились работники «Отдела занимательных передач», бегло пробежал глазами по страницам текста, потом негромко ответил: «Я пока ничего не понимаю в этом, но давайте пробовать…»
Передачу по указанию руководства ЦТ перелицевали из «Коротких историй» в «Добрый вечер». Зрители стали предлагать свои названия: «Клуб чудаков», «Забегаловка», «Подвальчик», «Балаганчик» и др. От актера Александра Белявского, который вернулся из Польши, где снимался в кино, актеры узнали, что там транслируется передача «Кабаре старых панов». Теперь ни у кого не было сомнений. Это должен быть «Кабачок…» Но, какой?
И тут кто-то обратил внимание, что в студии, где яростно дискутировали актеры программы, 13 стульев. Так родилось название «Кабачок «13 стульев». Узнав о новой передаче, маститые сатирики В. Ардов, Г. Горин, Л. Ленч, Э. Успенский стали предлагать режиссеру все новые и новые интермедии для сценария. Не в стороне были и польские авторы. Их рассказы как нельзя лучше подходили для уже рождавшегося сериала.
Руководство ЦТ, ознакомившись с содержанием новых музыкально-юмористических передач, осталось недовольно. Что это? Чиновники были в крайнем недоумении. Откуда взялись паны? Что это за «кабачок»? На планерке многие сцены были «вымараны». Прозвучал угрожающий приказ: все переделать.
К тому же, то, что успели увидеть на ЦТ театральные критики, не вызвало у них одобрения. В газетах запестрели фельетоны, которые осмеивали вздорную пани Монику, скандальную пани Терезу, тупого пани Директора… «Плоские» шутки, как писали журналисты, наводят только скуку на зрителей. Руководство ЦТ уже подумывало о закрытии программы. Каждый новый выпуск актеры играли как последний. Все ждали, когда передачу «распустят».
Первый ее ведущий Александр Белявский покинул проект. И ему на смену пришел молодой, теперь известный актер, Михаил Державин. Программа выходила один раз в месяц. И, тем не менее, шли ежедневные репетиции. По четыре часа в день. Из 28-й студии на Шаболовке, где работали актеры, то и дело раздавался смех, слышался жалобный голос режиссера Г. Зелинского: «Веселее! Еще веселее!»
Часовой спектакль шел «живьем», от начала до конца. Для этого необходимо было выучивать большие тексты. Забыть ничего было нельзя, а уж тем более допустить какую-либо оплошность. Особую изобретательность актеры проявляли, чтобы попасть в фонограмму исполнения польских песен.
|