Недавно мне пришлось просмотреть подряд несколько фильмов, связанных сюжетом, главным героем, временем действия. В результате такого просмотра и возникли мысли, которые я предлагаю вашему вниманию.
Список фильмов, о которых идет речь: «Петр Первый», «Юность Петра», «В начале славных дел», «Демидовы», «История России в лицах. Демидовы».
«Петр Первый», снятый в 1938 году по сценарию Алексея Толстого, открывает «петровскую эпопею» в отечественном кинематографе. Петр в этом фильме – бессребреник, спит чуть не на полу, носит один и тот же кафтан, весьма неприхотлив в привычках. И – весьма прост. В фильме даже имеется следующий диалог: посол интересуется «Говорят, государь прост?», на что следует ответ: «Государь в обращении прост».
Окружение Петра подражает царю. Разве что Меншиков – вор. Но вор обаятельный, преданный государю и государству. А если и ворует, то – «бес попутал», не со зла это и даже, можно сказать, практически без жажды обогащения. Просто «так вышло».
В этом же фильме фигурирует царевич Алексей – явственная оппозиция официальной линии Петра. Царевич – довольно жалкая фигура. Бесхарактерен, робок, не по делу стыдлив, цепляется за старые обычаи, которые ведут исключительно к краху государства, готов слушать и слушаться всех подряд, не имеет твердого собственного мнения. Окружение царевича – люди, жадные до денег и почестей, готовые за рубль удавиться, а за тридцать сребреников продать государство. А лучше бы, конечно, за тридцать один – все больше.
Нет, я не утверждаю, что именно такими в реальности были и Петр, и Алексей. Но именно так они выглядят на экране в этом фильме.
С другой стороны, именно в 1938 году идет наиболее напряженная борьба Сталина и сталинского окружения с оппозицией. Причем, платформа, выдвигаемая Сталиным, и платформа, на которой настаивает оппозиция, диаметрально противоположны. Более того, Сталин декларирует, что платформа оппозиции ведет к развалу государства, к утрате государственной самостоятельности. Короче говоря, это – «продажная» платформа.
Сталинские же привычки описываются многими его современниками таким образом: бессребреник, весьма прост в обращении, но обладает чуть не азиатской хитростью, обаятелен, все готов отдать ради воплощения в жизнь своей идеи, не требует ничего для себя лично, но лишь – на благо государства, один китель и пару сапог может носить годами… Никого не напоминает? Если не напоминает, посмотрите чуть выше по тексту.
И еще нюанс. В фильме настойчиво, несколько раз повторяется одна и та же фраза, которую произносит Петр: «Дети мои! Я суров был с вами, но справедлив! Не для себя, но для вашего же блага…». Явная декларация отцовского стереотипа (Отец всех народов). А теперь вспомним, что фильм снимался в 1938 году. Мысль, я думаю, очевидна.
Любопытный момент: в фильме показан бунт на заводах Демидова. Бунт этот, по сценарию фильма, связан со зверским обращением с рабочими. Вплоть до того, что была затоплена шахта. В результате – стихийное «революционное» движение, «классовая борьба» в полный рост. К этому моменту мы еще вернемся.
Посмотрим следующие фильмы: «Юность Петра» и «В начале славных дел». Эти фильмы нужно рассматривать вместе, так как второй является продолжением первого. Фильмы сняты по роману А.Толстого «Петр Первый» в начале 80-х годов прошлого столетия.
Казалось бы, фильм «Петр Первый» снимал сам Толстой. Эти два снимались по его роману чуть не добуквенно. И тем не менее, какие различные образы Петра вырисовываются при сравнении фильмов!
Если в первом фильме Петр неприхотлив и совершенно прост, то о главном герое второго подобного сказать нельзя. Да, Петр вновь спит на лавке, сам таскает тачку, сам строит корабли, чем откровенно хвастает, как ребенок отличной оценкой в школе. И тем не менее, в этом образе уже проявляется какая-то изнеженность. Одежда Петра, а особенно – его окружения, выглядит напыщенной. Меншиков – не добродушный, ошибающийся соратник, который если и ворует, то исключительно по глупости. Меншиков тут и не соратник вовсе, а – наперсник (почувствуйте разницу!), а ворует, думая о собственном кармане и своем возвышении, ради денег и власти. Мысли о государстве и государственных проблемах у этого Меншикова не наблюдается вовсе. Единственный из главных персонажей, который размышляет о благе России, а не о собственном обогащении, это – Франц Лефорт. Иноземец.
|