каталог статей
Поиск:
пример: сотовые телефоны расширенный поиск
Начало » » » Народное чтение: понимает ли читатель писателя?

Народное чтение: понимает ли читатель писателя?

Факт общеизвестный - мы прочитываем в тексте зачастую совсем не то, что хотел сообщить нам автор. Причина понятна - мы воспринимаем текст, основываясь на своем жизненном опыте, отношении к теме, на собственном мироощущении. Особенно в этом отношении показательна реакция на тот или иной текст детей - для них сказочные сюжеты реальны, фантастические персонажи живее домашнего кота, приключения героев вызывают сильнейшие эмоции; те акценты, которые хотят расставить для них взрослые с дидактическими целями, - осознаются иногда просто парадоксально.

Технология понимания текста (и - непонимания между писателем и читателем!) не может не занимать внимание ученых.

В статье «Народное чтение и народный читатель в России конца XIX в.» С.В. Оболенской (Одиссей. Человек в истории. 1997. М., 1998. С. 204-232) рассказывается об исследовании конца XIX в., предпринятом Н.А. Рубакиным (исследование завершилось его книгой «Этюды о русской читающей публике». СПб., 1895). Именно на анализе полученных исследователями данных и пытается С.В. Оболенская найти ответ на тот вопрос, который занимает ее, но не интересовал Рубакина и Алчевскую - «как воспринимали эти люди [«народные читатели» - Л.М.] читаемое».

Примерно в то же время попытку изучить народное чтение сделал другой коллектив - под руководством Х.Д. Алчевской. Итогом деятельности этой группы стал трехтомник «Что читать народу? Критический указатель книг для народного и детского чтения» (1884, 1889, 1906 гг.).

Народ для исследователей, по Рубакину, - «крестьяне, солдаты, фабричные рабочие, ремесленники, мелкие торговцы, мелкие чиновники, приказчики, прислуга, половые в трактирах, грамотные и полуграмотные, читающие самостоятельно или слушающие чтение вслух». О том, какую литературу этот читатель ценил более всего, я уже писала (Народное чтение: что такое массовая лубочная книга?).

А вот как читали? Что прочитывали? Что вычитывали?

Цитирую примеры.

Крестьяне читают рассказ Л. Толстого «Сократ». «Описание суда над Сократом вызывает недоумение: за что же его собираются осудить на казнь? Кто-то восклицает: «За что? Спаситель и тот не угодил людям, вот за что!»... Один крестьянин сказал: «Ведь он был не из наших, не христианин?». «Да разве ж вы не слушали? - возразил другой. - Тогда Спаситель еще не родился. Если б он жил при Спасителе, он был бы любимейшим его учеником».

Читают «Грозу» А.Н. Островского - «молодой крестьянин прервал чтицу признанием, что его самого «мать родная поедом ест, и его, и невестку; как схватит за чуприну и таскает, пока не выбьется из сил, а он все молчит, лишь бы жену не трогала, на нем на одном все сердце свое сорвала»...».

Реакция на лубочную переделку рассказа Г. Успенского «Нужда пляшет, нужда песенки поет», с описанием того, как фокусник придумывает свои фокусы. «Нечистая сила», - заявила одна женщина тоном, не допускающим сомнений. «Черная магия», - сказала другая. Из разговора о железной дороге: «Люди говорят, что она не своей силой движется», - высказалась одна... «А разве ж это от Бога!» - заметила, пожав плечами, другая. «Разумеется, нечистая сила», - подтвердила третья».

Городская девушка 17 лет, прочитав рассказ А.Ф. Погоского «Чертовщина» (написан с целью разоблачения суеверий) «сказала, что книга ей очень понравилась, и принялась с увлечением пересказывать все детали о чертях, ведьмах, привидениях. Учительница спросила ее, как она думает, это правда? «Разумеется, правда!» - отвечала ученица».

«Читали вслух «Русалочку» Андерсена. Одна из слушательниц воскликнула: «Вот и говорят, что нет русалок!».

«Власть тьмы» Л.Н. Толстого, реакция на ремарку автора «прошло 6 месяцев» вызвала удивлением: «наверное, говорит один об авторе, он там не был шесть месяцев, потом приехал и узнал, как и что».

Грамотный крестьянин, сам читавший книги для своих односельчан, сообщает: «Если скажешь им, что это сказка, что богатырей этих не было, то в ответ получишь: как не было? А вот Илья-то Муромец разве неправда? Был при князе Владимире, а Соловей-то разбойник жил в Брянских лесах, они и теперь непроходимые, а тогда еще больше были».

Страница 1 из 212>

Постоянный адрес статьи

Послать ссылку на этот обзор другу по ICQ или E-Mail:


Разместить у себя на ресурсе или в ЖЖ:


На любом форуме в своем сообщении:

Рейтинг статьи

Рейтинг: 3.1/5 (161 голос)

Добавить на News2.ru Google slashdot YahooMyWeb Digg Technorati Delicious Забобрить эту страницу! Добавить на Newsland.ru Добавить на СМИ2 Добавить на RUmarkz Добавить на Ваау! Добавить на rucity.com Добавить в закладки МоёМесто.ru Добавить на Habr Добавить на Moi Novosti Добавить страницу к Mister Wong Добавить на Moikrug Добавить на Myscoop Добавить на 100zakladok Добавить на NewsGrad




Похожие статьи

1: Как определить, что Вам врут? Азбука жестов
Здравствуйте! Помимо всем известного способа общения - речи (это когда слово за слово, хотя, бывает, что ты - слово, а он тебе - десять), существует и другой, говорящий о человеке и его отношении ...

2: Во что мы верим?
Каждый человек во что-то верит. Один верит в миллионную сделку сегодня вечером, другой в успешную работу днем, а третий – в бутылку водки завтра утром. Но вера – это неотъемная часть любого человека. ...

3: Что такое одиночество?
Человек большую часть своей жизни проводит среди людей. Ему необходимо общение в социуме для того, чтобы поделиться какой-то новостью, рассказать смешную историю, спросить совета и т.д. В нашем мире п...

4: Как оценить собеседника?
Неважно, кем вы являетесь - работодателем, клерком в какой-нибудь конторе или руководителем среднего звена, да что уж тут говорить, даже в компании друзей нам постоянно приходится оценивать собеседник...

5: Кому, почему и зачем нужно знать английский?
Голые факты Сегодня мы не будем говорить о том, почему нужно изучать английский, рассуждая о пользе и выгодах владения им. Мы не будем говорить о том, как учить английский, или о том, где его учить. С...




Copyright © 2006-2019 ExcelioN
Правовая информация
Все права защищены
.