Вряд ли найдется человек, который хотя бы раз в жизни не слышал имени Карлоса Кастанеды. Этого человека по праву можно назвать одной из самых популярных личностей ХХ века. Но вместе с тем о его жизни практически ничего не известно. Про этого человека написано очень многое, но никакой ясности ни у кого до сих пор нет, загадочность этого человека сопоставима разве что с его популярностью.
Достоверных сведений о его жизни крайне мало – в основном слухи и домыслы. Точно известно только то, что он написал и опубликовал двенадцать книг бестселлеров, а также основал компанию «Cleargreen», которая и по сей день владеет правами на творческое наследие Кастанеды.
В России книги Кастанеды появились в начале 70-х годов.
Самиздатовские анонимные переводы перепечатывались на машинке около двух десятков лет, пока, наконец, в конце 80-х годов не появились официальные издания (поначалу в тех же переводах). В начале вышли первые две книги. Третья книга – «Путешествие в Икстлан» (“Journey to Ixtlan”, 1972) – оказалась для читателей настоящим наркотиком.
Когда «стало можно», многие российские издательства не только выпустили уже известные к тому времени книги Кастанеды, но и очень быстро переводили все самое свеженькое, совсем немного отставая от Америки. Сколько читателей и последователей сегодня у Кастанеды в России – сказать трудно. Но известно, что книги его не залеживаются на прилавках, да и на книжных полках тоже, и, как в прежние времена, передаются из рук в руки, зачитываются до дыр.
Известный писатель Виктор Пелевин как-то сказал в интервью, что считает «Путешествие в Икстлан» Кастанеды одним из лучших литературных произведений ХХ века. В своем эссе «Икстлан – Петушки» Пелевин пишет: «Одни считают, что Кастанеда открыл миру тайны древней культуры тольтеков. Другие полагают, что он просто ловкий компилятор, который собрал гербарий цитат из Людвига Витгенштейна и журнала «Psychedelic Review», а потом перемешал их с подлинным антропологическим материалом. Но в любом случае книги Кастанеды – это, прежде всего первоклассная литература, что признают даже самые яростные его критики».
В своих книгах загадочный американский антрополог Карлос Кастанеда описывает свое обучение у индейского мага Дона Хуана, иному видению мира. Это новое мировосприятие в итоге должно настолько кардинально изменить природу обучающегося, чтобы это позволило ему полностью трансформироваться в некую энергетическую субстанцию, и, сохранив осознание, выйти не только за пределы своего бренного тела, но и за пределы доступной обычному человеку реальности.
Кастанеда произвел фурор тем, что сделал всеобщим достоянием практически неизвестные западной науке представления индейцев об устройстве мира и человека. И они, эти представления, оказались отнюдь не примитивными. Пока белые люди изучали по «диким» индейским племенам «историю развития цивилизации», те из поколения в поколение передавали тайное знание, Если же очистить учение дона Хуана от естественных многовековых наслоений в виде сугубо индейских легенд и мифов, если не поддаваться обаянию своеобразной терминологии, можно обнаружить его явное родство с давно знакомыми европейцам даосизмом и дзен-буддизмом (если, конечно, очистить и их тоже), которые только по неведению можно посчитать примитивными.
По Кастанеде, один из основных этапов превращение ученика в мага – это процесс стирания личности, который начинается со стирания личной истории. И, нужно отдать ему должное, в этом Карлос Кастанеда преуспел, создав ореол такой загадочности вокруг своей персоны. Он очень редко давал интервью и категорически отказывался фотографироваться (тем не менее, по чистой случайности, несколько его фотографий все же появилось в печати).
Рассказы о себе самого Кастанеды очень сильно отличаются от версии журнала «Тайм», которым было произведено тщательное журналистское расследование. В своей официальной биографии Кастанеда не только убавил себе десяток годков, но и мать свою «похоронил» на двадцать лет раньше, чем на самом деле, представившись прямо-таки сиротой.