По роду деятельности часто обращалась к истории России, к художественной литературе, и выяснила, что в России существовали две системы воспитания: система народная и система привилегированного класса.
Народная система определялась и жестко контролировалась нравственностью крестьянской общины, «мира», простых людей. Общественное мнение, общественная мораль являлись неким ориентиром поведения. И понятия СТЫД и СОВЕСТЬ занимали не последнее место в этих нормах поведения.
Конечно же, конфликтные ситуации там случались, и безнравственные личности тоже были, но существовали и твердые нравственные установки: уважение к старшим, традиционно высокий моральный ценз таких черт характера, как трудолюбие и честность. Примером служат произведения И.С.Тургенева, Н.А. Некрасова, Л.Н.Толстого и других классиков русской литературы, которые писали, в том числе, и о жизни простого народа.
В системе дворянского воспитания следует отметить одну очень важную программу: обязательное воспитание чувства чести, чувства гордого (но отнюдь не горделивого!) собственного достоинства. Вспомните «Капитанскую дочку» А.С. Пушкина, «Войну и мир» Л.Н.Толстого, как воспитывали Петра Гринёва, Андрея Болконского, Марью Болконскую. Безусловно, подлецы встречались и тогда, иначе не была бы правдивой картина жизни, однако так хочется верить, что позитива было больше.
Если обратиться к сегодняшнему дню, то можно сделать вывод: давая кое-какие представления о морали (то есть о том, какого поведения ждут окружающие), многие нечасто вспоминают о нравственности, то есть о том, почему так следует вести себя.
Необходимо разграничивать такие понятия, как мораль и нравственность. «Словарь русского языка» слово МОРАЛЬ толкует как совокупность принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и к обществу и подразумевает наличие внешнего оценивающего субъекта, а НРАВСТВЕННОСТЬ – это внутренняя духовная жизнь человека и его убеждения. Если мораль основывается на понятиях «можно-нельзя», то есть какое поведение позволительно в соответствии с общественными нормами, с законом, то нравственность всегда основывалась на понятии греха, то есть табу, которое всегда действует внутри человека в соответствии с его собственными убеждениями, совестью даже при отсутствии кого бы то ни было ещё. Ведь воровать, к примеру, не следует не потому, что тебя сцапает милиция, а потому, что всё не твоё – табу, вечный запрет без всяких уловок, то есть грех. То же самое касается лжи, пустопорожних клятв, войн, убийств, клеветы, неуважительного отношения к женщине, к старости, к смерти, к общим законам человечества и прочее, прочее, прочее.
Моральная позиция человека сама по себе есть лишь исполнение правил хорошего тона. Это и глубоко безнравственному, но неглупому человеку вполне по силам. Примеры этого мы видим и в дворянском обществе (вспомните князя Василия Курагина в «Войне и мире», Швабрина в «Капитанской дочке», Жеркова и Несвицкого – «доблестных» офицеров, изображённых тем же Львом Толстым...), и в современной литературе (в произведениях В.Распутина, В.Быкова). Однако сориентированы произведения на воспитание умения различать добро и зло, быть порядочным и совестливым человеком.
Наши предки всегда восторгались силой воли, твёрдостью характера, величием духа человека. И грубость в чести никогда не была. Ещё с детства, из сказок мы знаем, насколько ценятся в человеке обходительность и доброжелательность.
А сейчас грубость стала чуть ли не нормой. Мы орем не подчиненных, орем в магазинах, очередях, трамваях и т. д. Мы культивируем грубость как образец «мужского руководства», «мужского характера». Мы – единственная страна в мире, у которой в словаре нет формы вежливого обращения к незнакомому человеку. «Эй, девушка!» – кричим мы пожилой продавщице. Или того глупее: «Мужчина, передайте на билет...». «Девушка», «женщина», «мужчина» – вот наши формы обращения, по половому признаку...
Тема нравственности неисчерпаема не столько потому, что наболело у всех нас, сколько вследствие ее фундаментальности, масштабности, основательности. Перед нравственным человеком никогда не может возникнуть проблемы, как поступить в том или ином случае, что сказать, как сказать и даже как промолчать. Его внутренний стержень, его совесть не позволят совершить подлость, бестактность. Следовательно, наиглавнейшей задачей воспитателей всех рангов и всех ступеней должна стать задача закладки нравственного фундамента.
|