Когда-то многоумный немец Энгельс назвал Эсхила (524-456 гг. до н. э.) «отцом трагедии»; Энгельса давно уже перестали почитать как великого философа, а именование прижилось. Почему же именно «отец»? Известно, что драматурги, создававшие свои произведения до него (имена их сохранились в истории – Феспид, Фриних, Херил, да только за отсутствием текстов они ничего не говорят нам сейчас) – использовали в качестве действующих лиц только хор (эдакая мужская компания, поющая суровыми голосами о величии богов, да пританцовывающая при этом) и всего лишь одного актёра, который изображал главного героя и вступал в диалог с этим самым хором. Новатор Эсхил добавил к первому актёру (его называли протагонистом) второго (девтерагониста), благодаря чему внешне статичное представление наполнилось драматическим, а не ораторским пафосом.
По преданию, сам Дионис явился к юному Эсхилу во сне и приказал ему заняться драматургией. Сын Евфориона, жреца богини Деметры, Эсхил родился в 524 году до н. э. и происходил из знатного рода. В течение жизни великий драматург участвовал в качестве гоплита (тяжеловооружённого воина) в трёх великих сражениях (при Марафоне, при Саламине, при Платеях), чем гордился более, нежели своими литературными заслугами, поэтому и написал в своей эпитафии:
Эвфорионова сына, Эсхила Афинского кости
Кроет собою земля Гелы, богатой зерном;
Мужеством помнят его Марафонская роща и племя
Длинноволосых мидян, в битве узнавших его.
Про театральные и литературные заслуги, как мы видим, ни слова.
С именем Эсхила связано не только введение девтерагониста, но и изобретение скены и декораций. По преданию, Эсхил, как и все его предшественники, сам был протагонистом в представлениях собственных трагедий (этот обычай исчезнет только после его смерти); в девтерагонисты он обычно брал актёра Минниска, имя которого мы знаем по упоминанию у Аристотеля.
Самая ранняя из дошедших до нас пьес Эсхила – «Молящие» – рисует нам почти статичную картину плача данаид, спасающихся в Аргосе от своих двоюродных братьев-египтян, желающих вступить с ними в брак. Другая из ранних пьес Эсхила – «Персы» (472 г. до н. э.) – волею судеб стала единственным сохранившимся до нашего времени образцом исторической трагедии: все остальные известные нам пьесы Эсхила и его младших современников Софокла и Еврипида написаны на мифологические сюжеты. «Персы» – это, в сущности, один большой плач персов, разгромленных греками при Саламине. Такой интересный замысел: пропеть хвалу доблести сограждан через тревогу и горестный плач их врагов.
Трагедия «Семеро против Фив» (467 г. до н. э.) изображает вражду братьев, сыновей царя Эдипа, зачавшего их в кровосмесительной связи и проклявшего их, – Этеокла и Полиника. Полиник, желая занять место правителя Фив, сместив с него брата, нападает на родной город с аргосским войском. Оба брата погибают в поединке друг с другом, однако тело Полиника как изменника запрещено хоронить. Такова классическая эллинская этика того времени: человек, пришедший с войском против своего города, не достоин погребения.
Трагедия «Прометей прикованный» была поставлена предположительно после 475 года. Благодаря пьесе Эсхила герой греческого мифа титан Прометей превратился в европейской культуре в один из величайших и вечных образов, к которому обращались художники, литераторы и композиторы. Так случилось, что в силу своих гражданских воззрений Эсхил сделал титана непримиримым борцом с догматической тиранией, благодетелем человечества (он дал человечеству ремёсла, огонь, исчисление времени), непреклонным в своей воле и устремлениях, несмотря на испытываемые им величайшие страдания.
Уверен будь, что я б не променял
Моих скорбей на рабское служение…
Я ненавижу всех богов: они
Мне за добро мучением воздали.
Титан должен покориться не только тирану Зевсу, но и необходимости, року, ибо, дав людям огонь, Прометей совершил поступок, противоречащий естественному, с высшей точки зрения, ходу вещей. Есть и ещё одна причина мести Зевса Прометею: последнему открыта судьба Зевса, которую он не хочет раскрывать царю богов, – судьба быть свергнутым своим сыном; громовержец Зевс хочет узнать, какая именно его любовная связь станет причиной столь незавидной участи. В финале пьесы непреклонному Прометею Гермес сулит величайшие мучения. Под удары грома и сверкание молний Прометей проваливается под землю.
|