Фарфор издавна был раритетом, украшавшим быт состоятельных людей, и объектом увлеченного коллекционирования. Фарфоровые изделия бережно хранились, передавались по наследству и составляли гордость их владельцев.
В 17-м веке фарфор был настолько редок и так высоко ценился, что российские керамисты и промышленники многократно пытались открыть тайну его изготовления, впервые разгаданную китайцами. Произошло это только в середине века, и вначале все фарфоровые изделия были действительно рукотворными. Художники того времени чрезвычайно бережно относились к материалу, и созданный вскоре Императорский Фарфоровый Завод исполнял только заказы царствующей семьи и производил уникальные произведения для нужд двора.
К сожалению, несколько веков совершенствования фарфора дают нам примеры не только высочайшего художественного вкуса и мастерства... Распространение фарфора шло очень быстро, отражая при этом разные вкусы и представления о прекрасном, ибо в любом кругу он оставался символом дорогой вещи и хорошего тона. Поэтому виновник нашего краткого повествования иногда утрачивал свои прежние эстетические достоинства, становясь утилитарным и доступным. Появилось даже понятие «трактирный фарфор» – самый ходовой и недорогой. Он отличался яркостью и чистотой красок, крупным рисунком, однако при этом часто был чересчур пестрым, перенасыщенным декоративными деталями. Формы его отличались несовершенством, исполнение сюжетов – наивностью и обобщенностью.
Другой путь был связан с подражанием европейским образцам, со стремлением к необычайной роскошности и величественности изделий. При этом художников уже как будто мало интересовал фарфор как таковой; особое, присущее лишь ему очарование уже не сохранялось почти или вовсе. Например, применялось сплошное золочение – в подражание золоченой бронзе; сплошная заливка фона, губящая красоту самого материала; механическое копирование орнаментов и иностранных образцов; смешение элементов самых разных стилей...
Но мы не будем говорить об истории и современном бытии белого фарфора сколько-нибудь подробно. Об этом написано множество книг, прочесть которые может любой желающий... Наш рассказ сегодня – о другом сокровище – пока редкостном и скрытном, но сколь же многообещающем и богатом!..
«... Чудо сие есть «красный фарфор»...»
Лишь очень немногие знают, что существует материал, близкий по своим характеристикам к белому фарфору, но обладающий иными, присущими только ему (однако – не менее привлекательными) свойствами.
Вначале – попытка короткого определения. «Красный фарфор» – это красножгущаяся глиняная масса, приготовленная по особой рецептуре. Добавки, которые в ней содержатся (какие именно и сколько – изготовитель держит в секрете), позволяют изделиям выдерживать «фарфоровый» обжиг – до 1300 С. Это так называемый «высокий» обжиг, при котором черепок приобретает необычайную твердость и водонепроницаемость, спекаясь до «каменной массы», поэтому и цвет получающейся при этом керамики становится особенным (но об этом – чуть позже).
Разумеется, сама глиняная масса – еще не гарантия того, что из нее будет «сотворен» замечательный сосуд. Это всего лишь возможность приоткрыть Заветную Дверцу... Да и кто из нас не знает, что из одной и той же муки две хозяйки испекут совершенно разные пироги.
Ведь изделий, изготовленных из красножгущейся глины (в том числе из той, о которой наш рассказ) существует великое множество. Но лишь малая их часть выполнена в соответствии с теми принципами, которые отвечают работе с фарфором:
– изящные, элегантные, хорошо «выточенные» формы сосудов;
– тонкая скульптурная работа, внимание к деталям;
– богатая палитра росписи, выполняемой в различных техниках и на высоком уровне мастерства.
Ценность таких работ определяется не только тем, что они крайне редки. «Красный фарфор» весьма требователен к гончару и художнику– керамисту; его легко «погубить» и до, и во время обжига... Если технология производства белого фарфора отточена веками, но, тем не менее, и в ней нередко происходят сбои, то что можно говорить о «красном фарфоре», в работе с которым керамисты чаще всего продвигаются «на ощупь», интуитивно; путем длительных поисков и проб?..
Цвет – важная составляющая в жизни человека. Глаз человека способен распознавать 1,5 миллиона цветов и оттенков. Заметное воздействие на цветовосприятие и снижение цветовой чувствительности оказывает ...
В разных культурах значение цветов толкуется по-разному, так что будем придерживаться того, что пригодно и привычно для нас, и поговорим о том, какие люди какие цвета предпочитают. Белый - цвет невинн...
Создавая свой собственный стиль в одежде, в первую очередь, необходимо подчеркнуть свое очарование, все свои достоинства и скрыть недостатки. Все люди разные, у каждого своя индивидуальность, нужно ум...
Исследования на тему предпочтения того или иного цвета женщинами и мужчинами показывают, что женщинам и мужчинам нравятся разные цвета. К примеру, знание того, какие цвета предпочитают мужчины, может ...
На самом деле не существует некоей строгой градации между чисто «мужскими» и «женскими» цветами, поскольку каждый цвет имеет очень много оттенков. Однако у женщин и мужчин имеются разные предпочтения ...