Схема питания в Древнем Риме была общей для всех, независимо от достатка, социального положения, характера деятельности. И диктовалась эта схема, как очевидно, физиологическими потребностями человека.
А физиологически задается, мы это знаем по себе, трехкратный прием пищи. Вот и Древний Рим начинал день завтраком, спустя некоторое время имел второй завтрак, а во второй половине дня принимался за обед.
Время двух завтраков было неопределенным. Крестьянин принимался готовить завтрак, едва проснувшись. Если же человек не занимался тяжелым физическим трудом, он мог к своим занятиям приступить и не евши. Клиенты (так называли свободных людей, отдавшихся под покровительство патрона) богатых аристократических семей либо завтракали тем, что получили «на вынос» за обедом, либо вовсе начинали день натощак – утром шли приветствовать патрона, и здесь им вручалась корзиночка с едой.
Таким же случайным, неопределенным и нередко очень скудным было и меню завтрака. Хлеб, смоченный в вине, финики, сыр, изредка это дополнялось холодным мясом – вот традиционный завтрак, единственная цель которого – лишь утоление голода. Император Август в качестве завтрака употреблял «грубый хлеб, мелкую рыбешку, влажный сыр, отжатый вручную, зеленые фиги второго сбора». Сенека «завтракал сухим хлебом, не подходя к столу, так что после завтрака незачем было мыть руки».
Прекрасную возможность познакомиться с бытовыми особенностями жизни крестьянина в Древнем Риме, с обычаями в области еды дает поэма, приписываемая Вергилию, – «Moretum».
Некто Симил, проснувшись, отправляется в кладовую за зерном. Смолов его,
…Симил собирает руками
Грубый помол, что ссыпался вниз, и его переносит,
Сыплет в сито, трясет; наверху остаются отбросы,
Книзу просеянный дар Цереры чистою кучкой
Сыплется сквозь решето; тотчас же на гладкую доску
Он собирает его и воды подливает он теплой:
Тут он ее подбирает, с мукой смешавши, усердно
Месит, делая твердой; затем, когда влага впиталась,
Этот комок он крепко солит. Готовое тесто
Гладит ладонью и тем расширяет до нужного круга,
Ставит квадраты на них, одинаково рядом друг с другом,
После несет на очаг…
Покрыв черепком, на него насыпает он жару…
Пока хлеб печется, Симил занят поиском того, что дополнило бы его завтрак. Окорок «близ очага у него» не висит, но «сыра зато кружок висел на веревке из древа вместе с укропа пучком, уж засохшим». И герой поэмы отправляется в «садик».
Прежде всего раскопавши слегка свою грядку руками,
Вытащил он чесноку волокнистых четыре головки,
Нежной петрушки он зелень собрал и жесткие стебли
Руты, листов кориандра, дрожавших на веточках тонких.
Все это вместе собрав, к веселому пламени сел он.
Все это растирается в ступке,
…понемногу отдельные части
Силы теряют свои; из различных становятся цветом
Все одинаковы: он не совсем и зеленый; кусочки
Сыра молочного в этом мешают; но и не белый
Был он сплошь, так как он изменился от стольких растений…
…Вот уже каплет сюда он дары от оливы Паллады.
Масло, вливает чуть-чуть туда же острого уксуса силы.
Вновь начинает мешать, эту смесь он вновь растирает.
Только тогда двумя пальцами он по ступке обводит,
В шар один собирая с краев отдельные части.
Стало готовым уже по названью и виду – моретум.
Такой вот завтрак, «голода страхи прогнав», дает Симилу возможность заняться тяжелым земледельческим трудом.
Завтрак – утренний или дневной – был для римлянина делом необходимым, но скучным, совершаемым в одиночестве, походя, как неизбежная дань природы. Обед же – явление общественное. Застолье собирало некую группу лиц. Чаще это были люди, общавшиеся постоянно, легко и непринужденно, имевшие интересные для каждого темы, наслаждающиеся обществом друг друга.
Обед, в отличие от завтраков, происходил в определенное время. По устоявшейся схеме, в специальном помещении. Застолье собирало ограниченное количество сотрапезников. Утверждалось, что число людей за столом должно быть не менее числа граций – 3, не более числа муз – 9.
Видать, до того замотался своими делами, что вообще не представлял себе, что из простого, обычного сыра можно приготовить что-то необычное и очень вкусное, кроме того что просто нарезать на кусочки дл...
Сегодня сыр используют в приготовлении блюд практически все кухни мира. Сортов сыра столько, что в одних названиях можно запутаться. Рецептов сыроварения и того больше. Многие страны гордятся своими с...
Хлеб да вода – богатырская еда. Хлеб да каша – пища наша. Хлеба ни куска – и стол доска. Хлеба край – и под елью рай, хлеба ни куска – и в полатях возьмет тоска… Эти и многие другие пословицы и погово...
Нет ничего лучше вина и сыра для чудесного вечера с девушкой. Однако неправильное сочетание этих ингредиентов романтической встречи может навсегда отвратить девушку от кавалера-невежды. В п...
ОВ - only bad - без питания. Питание по меню - ограниченное число блюд из меню. A-la carte - меню, в котором каждое блюдо указано с ценой. BB - bed & breakfast - в стоимость проживания включен тол...