Этот вопрос иногда тревожит определенную группу людей. Хорошо это, или плохо, но случается так, что однажды некий человек задается таким вопросом. Действительно, если каждый год только в США выходят несколько сотен тысяч книг, значит, их кто-то пишет? И в России – книжный бум далеко не на излете.
А нужно ли учиться технике написания текстов в разных жанрах и, особенно, таком сложном, как роман? Ведь история ничего не говорит нам о том, чтобы когда-либо существовали учебные заведения, кружки, клубы или просто явные отношения учитель-ученик в писательском деле.
В живописи и музыке ситуация была иной. У состоявшихся в своем деле художников были подмастерья, которые подавали, подкрашивали, дорисовывали, а часто просто дописывали картины, и, соответсвенно, смотрели и учились. Юные музыкальные дарования родители отводили к учителям, сначала – инструмент, сольфеджио, гармония, потом и композиция.
Да, конечно, и начинающие авторы стремились показать свои творения маститым литераторам (и сейчас эта норма существует). Но систематического обучения не существовало очень долго, и это сама по себе интересная тема, поскольку и живопись (как прочие изобразительные искусства), и музыка считались ремеслом, а литература даже в этот ранг не попадала. Поэтами рождались, книги писались, но никому не приходило в голову организовать, скажем, цех романистов, сродни цеху булочников или сапожников.
Зато уже в 20 веке писательству стали учить. Это вовсе не значит, что нельзя придти «с улицы» в издательство, а через несколько месяцев проснуться знаменитым. Но дело это возвели чуть ли не на государственный уровень. И все же, нельзя не согласиться, что большая часть настоящей литературы была написана не в качестве курсовых работ в Литературном институте. Или любом другом.
Однажды Синклер Льюис пришел на занятия по литературному мастерству и спросил студентов, насколько они серьезны в своем намерении стать писателями. После чего снова спросил: «Тогда почему вы все не дома и не пишете?»
Тем не менее, читать (или слушать), как описывают творческий процесс и какую технику предлагают мастера своего дела очень интересно. Особенно, если последние излагают материал не без юмора. А рекомендаций по теме можно найти множество, даже в серии «для чайников» (for dummies), вот разве что в серии «complete idiot's guide» пока не встречала. Пропустила, видимо.
Больше всего радуют статьи и книги, как написать роман за месяц. И это актуально, наверное, если связан договором с издательством и обязан, хоть как, предоставить книгу к определенному сроку, а опыта еще маловато и дело почему-то не идет. И есть уже компьютерные программы для написания как прозы, так и поэзии. Ну, с поэзией ясно: там рифмы. А вот с прозой интереснее – можно и тему самому задать, и диалогами не мучаться. Их программа отрабатывает.
Кстати сказать, считается, что диалоги в литературном произведении – это не просто разговор: они должны иметь некую цель и продвигать «историю» вперед. (Наверное, тома написаны и про диалоги в абсурдистких пьесах...) Кстати, в Голливуде, как известно, сценарий может написать один человек, а вот над диалогами работают другие специалисты. Художественое слово рассыпается на мелкие кусочки, и многие уже специализируются и отрабатывают свой небольшой кусочек. Теперь уже и с помощью компьютера. А уж о питерской сенсации с книгой, написанной одним компьютером, все уже наслышаны...
Роман-бестселлер может быть разных жанров. Не нужно думать, что наша цивилизация дошла уже до того, что способна воспринимать только триллеры или полицейские истории. Плохо, конечно, что все способы убийств уже придуманы, а чудища земные и инопланетные уже описаны. Есть еще поле для фантазии! А, главное, даже без специального изучения вопросов драматургии нужно уметь чувствовать динамику развития произведения, ведь законы драматургии никто не отменял. Иногда кажется, что они частенько управляют и нашей жизнью, когда ее кусочек превращается в законченную пьесу...
|