каталог статей
Поиск:
пример: сотовые телефоны расширенный поиск
Начало » » » Как Милютин создавал в России всесословную армию? Часть первая.

Как Милютин создавал в России всесословную армию? Часть первая.

Поражение России в Крымской войне 1853-56 гг. показало военную слабость страны, серьезные недостатки в организации армии и военного управления. В армии требовались срочные преобразования. По распоряжению императора была создана особая комиссия «для улучшения по военной части». К сожалению, комиссия занялась именно «улучшениями» (упрощение строевых уставов, составление новой программы боевой подготовки, модернизация некоторых видов вооружения и т.д.), а не реформированием всей военной системы. К широкомасштабной военной реформе в России приступили только в начале шестидесятых годов, когда Военное министерство возглавил Дмитрий Алексеевич Милютин.

Как Милютин создавал в России всесословную армию? Часть первая.
Военный министр Д.А. Милютин
В феврале 1862 г. Александру II был представлен доклад, подготовленный под руководством военного министра, в котором излагалась программа коренных военных преобразований. Суть преобразований сводилась к созданию современной массовой кадровой армии, способной обеспечить надежную защиту государства. Доклад был одобрен и послужил основой для проведения военный реформы (ее иногда называют милютинской), которая затронула все стороны военного дела, но наиболее глубоко охватили три его области: военное управление, комплектование армии и обучение военных кадров.

Существенному реформированию подверглась система военного управления, произошел переход от жесткой централизации к широкой самостоятельности и инициативе командиров на местах. В 1864 г. было принято «Положение о военных округах». На территории России вводилось 15 военных округов: Варшавский, Виленский, Киевский, Одесский, Петербургский, Московский, Финляндский, Рижский, Харьковский, Казанский, Кавказский, Туркестанский, Оренбургский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский. Во главе округов стояли командующие войсками, часто они являлись и генерал-губернаторами, соединяя в своих руках военную и гражданскую власть. В округе сосредотачивались все функции военного управления, что значительно повышало оперативность руководства войсками. Военно-окружное управление состояло из военно-окружного совета, окружного штаба и управлений: интендантского, артиллерийского, инженерного и инспектора военных госпиталей. Высшей тактической единицей стали дивизии, начальники которых получили широкие полномочия по организации всех сторон их жизни и боевой подготовки.

Параллельно проходила реорганизация центрального военного управления. В 1869 г. было принято «Положение о Военном министерстве», которое определило его новую структуру. В министерстве создавались семь главных управлений (интендантское, артиллерийское, инженерное, военно-учебных заведений, военно-медицинское, военно-судебное и иррегулярных войск), две инспекции (кавалерии и стрелковых батальонов) и различные комитеты. Значительно расширились функции Военного Совета. Было создано Главное управление Генерального штаба. Одновременно вводилась должность начальника штаба дивизии.

В 1869 году было принято, а в 1873 г. уточнено «Положение о полевом управлении армиями, корпусами и отрядами в военное время». Положение значительно упрощало структуру полевого управления действующей армии и существенно расширяло возможности главнокомандующих, которым предоставлялось право вести боевые действия сообразуясь с обстановкой, руководствуясь утвержденным общим планом.

Реформа военного управления позволила устранить излишнюю централизацию, значительно повысить инициативу и ответственность за принятые решения на местах и почти на половину сократить аппарат военного управления.

Как Милютин создавал в России всесословную армию? Часть первая.
На маневрах. Гравюра Шюблера по рисунку А. Сафонова
Значительному реформированию подверглась система военного образования, в котором происходил переход от подготовки офицеров - носителей кастового военного духа, лишенных собственного мнения и самостоятельности, к подготовке всесторонне образованных, инициативных военных профессионалов.

Военно-учебные заведения были разделены на четыре разряда. К первому относились академии, дававшие высшее военное и специальное образование. Во второй разряд входили военные и юнкерские училища, специальные классы Пажеского и Финляндского кадетских корпусов, готовившие офицеров для войск. Третий разряд составляли военные гимназии и прогимназии, которые давали общее образование. В четвертый разряд входили военные школы, которые готовили технических специалистов, унтер-офицеров и фельдшеров.

Страница 1 из 212>

Постоянный адрес статьи

Послать ссылку на этот обзор другу по ICQ или E-Mail:


Разместить у себя на ресурсе или в ЖЖ:


На любом форуме в своем сообщении:

Рейтинг статьи

Рейтинг: 2.9/5 (195 голосов)

Добавить на News2.ru Google slashdot YahooMyWeb Digg Technorati Delicious Забобрить эту страницу! Добавить на Newsland.ru Добавить на СМИ2 Добавить на RUmarkz Добавить на Ваау! Добавить на rucity.com Добавить в закладки МоёМесто.ru Добавить на Habr Добавить на Moi Novosti Добавить страницу к Mister Wong Добавить на Moikrug Добавить на Myscoop Добавить на 100zakladok Добавить на NewsGrad




Похожие статьи

1: Как Россия готовилась к Первой мировой войне?
Поражение в русско-японской войне значительно поколебало международный престиж России и развеяло миф о ее военной мощи. На фоне усиления межгосударственных противоречий и роста милитаризма, бурное раз...

2: Что же мы празднуем 23 февраля?
Вопрос о том, что же мы празднуем 23 февраля, не так прост, как кажется на первый взгляд. В этот день все мужчины нашей страны, независимо от того, служили они в армии или нет, взрослые они или дети, ...

3: Чем наша армия едина, или Как зарождаются традиции?
Сегодня многие из нас привыкли видеть, как большинство телевизионных каналов утверждают, что армия – это отвратительное место, в армии служить нельзя, армия – это сущий ад, но мы забываем о длинном пу...

4: То ли снег, то ли зной, или Кто защищает евреев?
В Израиле отношение к службе в армии, я бы сказал, трепетное. Молодой человек, не отслуживший свое, теряет вес в обществе. Некоторое время назад (15-20 лет) к таким относились с откровенным пренебреже...

5: Требование к водителям в разных странах
  Андора АвтомагистральВне автомагистралиВне нас. пунктаНас. пунктСкорость, км/ч-707040Скорость с прицепом, км/ч----Допустимое содержание алкоголя в крови — 0,08%Минимальный возраст, да...




Copyright © 2006-2019 ExcelioN
Правовая информация
Все права защищены
.