В списке использованной литературы, сопровождавшем статью одного из авторов «Школы Жизни», я увидел «Образы Италии» П. Муратова. И душа затрепетала!
Книги окружали меня с младенчества. «Моими» были книги моложе меня – купленные в книжном магазине, с большими черными буквами, с разноцветными рисунками... Но они больше интересовали мою маму, которая все время хотела их со мной почитать.
В библиотеке, которую мой дед унаследовал от своего дяди, было много других книг. Настоящих, красивых, с картинками, закрытыми полупрозрачной бумагой. Еще не умея читать, я рассматривал книги невероятной для меня древности. Там были и те самые «Образы Италии». Толстая тяжелая книга, с тисненым кожаным корешком, фактурной обложкой из темно-синей ткани...
Иллюстрации – репродукции произведений великих итальянцев, художников, скульпторов, ювелиров – не были цветными. Но они изображали нечто настоящее. Среди всего «настоящего» одна картинка заставила меня остолбенеть. Помню, я ее рассматривал долго, и принялся скандалить, когда книжку отняли, а меня увели из гостей домой.
Это была гравюра Антонио Поллайоло «Битва десяти обнаженных». Изображение производило впечатление невероятное, просто невозможное.
Десять обнаженных мужчин – схватились в жуткой по страсти битве, они убивают друг друга, битва жестокая, смертельная. Миг – занести над головой врага оружие, взмахнуть мечом – и поразить лезвием противника. И мгновение это длится вечность, целую вечность яростными гримасами искажены лица. Они убивают друг друга уже несколько веков, и столько же – живут, борются за свою жизнь... Ярость, с какой борется каждый из этих Десяти, ощущается просто физически. Осознается и обреченность каждого, победителей не будет.
...Эта битва в какой-то миг вдруг видится как исполненный трагичности танец. Вот в тот самый момент, когда осознаешь, что судьба этой схватки – жить в вечности – и начинаешь замечать детали. Оружие в руках сражающихся – и валяющееся под ногами... Деревья на втором плане, их ветви вторят движениям людей, они так же напряжены – и так же застыли в этом неимоверном напряжении... Извивы виноградной лозы, оплетающей стволы деревьев – и скользящие в последнем усилии одолеть врага руки людей... Все – и живущие последний миг люди, и виноградная лоза, просыпающаяся каждую весну – исполнены жизненной силы.
Ярость, жестокость, сила здесь дики, первобытны. И прекрасны тонкой красотой, особым ритмом. Вот что рождает ощущение танца – две фигуры в центре, они задают ритм этого движения, этой дикой пляски, Они будто зеркально отражают друг друга. Реалистичность произведения предельно декоративна, пусть это и звучит парадоксально.
Позже, научившись добывать сведения из всех подручных источников, я узнал немного и о художнике этом, и о его произведениях.
Антонио дель Поллайоло, один из виднейших деятелей кватроченто, родился в 1433, умер в 1498 году. Живописец, скульптор, ювелир. Родился во Флоренции, умер в Риме. Он – один из первых художников Возрождения, занимавшихся в анатомическом театре изучением мускульной системы человеческого тела. Предполагается, что младший его современник Леонардо да Винчи бывал в мастерской Антонио дель Поллайоло и имел возможность общаться с мастером.
Гравюра «Битва обнаженных» датирована 1470 годом. Я встречал разные названия этого произведения. «Битва десяти обнаженных», «Битва десяти», «Битва за пояс Гармонии» (вариант – за ожерелье), «Битва обнаженных богов»... Насчет Гармонии вот что нашел. Это ожерелье работы Гефеста (или пояс?) было подарено Гармонии, дочери Ареса и Афродиты, на свадьбе. Оно стало источников бед для всех, кто с помощью оружия или воровства завладевал им – на ожерелье лежало заклятье. Если Поллайоло действительно имел в виду битву за пояс Гармонии, видимо, произведение как раз и иллюстрирует действие заклятья.
Гравюра выполнена в технике черни, по-итальянски – ньелло. Эта техника и объясняет особую четкость линий в гравюре «Битва десяти», бриллиантовую чистоту, ювелирную пластику. Мастерство Поллайоло как ювелира – безоговорочно и безупречно. Как и скульптора. Как и живописца.
Гравюру не случайно считают гениальным произведением. Она единственна в своем роде, она единственна в творчестве Поллайоло. И я счастлив, что очень рано в своей жизни повезло мне увидеть этот шедевр.
Shkolazhizni.ru
Постоянный адрес статьи
Послать ссылку на этот обзор другу по ICQ или E-Mail:
Электронная книга - это текстовая и графическая информация, распространяемая средствами Интернет. Электронные книги бывают нескольких видов: Полные или частичные копии бумажных изданий. Часто подобные...
Тем не менее, критерии оценки букинистической книги существуют, хотя цены на них почти всегда вызывают пререкания. При первичной оценке потенциальной стоимости книги необходимо учитывать следующие дан...
По общему правилу, Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» допускает использование произведения, являющегося объектом авторского права, только его автором или иным правооблада...
Согласно действующему российскому законодательству, автор произведения – это физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение. Закон не содержит каких-либо возрастных, образовательных ...
Супружеская галантность — это форма отношений между супругами и способ надолго сохранить радость, любовь и уважение в семье, сделать ваши супружеские отношения возвышенными и приятными. Галантность — ...