За Родину – черную колыбель цивилизации!
За предков и их неугасаемый дух!
За старших, от которых мы всему учимся!
За молодых, которым принадлежит завтра!
За нашу борьбу и в память о тех, кто в ней пал!
За единство, которым мы руководствуемся!
За создателя, сотворившего все большое и малое!
Этим гимном (Tashmi la tutanara) завершается 1 января каждого нового года празднование Кванзы – праздника диаспоры африканской, африканского Нового года. Kwanzaa, или праздник первого плода, возник в 60 годы с целью возрождения древнейшего праздника первого урожая. Само слово Кванза взято из названия этого уходящего еще во времена фараонов празднества mutanda ya kwanzaa, что на суахили означает праздник первого плода. Первый день – первый плод года.
Не путать с Kwanza – река в Анголе и ее же валюта (да там на доллар мне 154 кванзы меняли – прожиточный минимум на месяц – 15 долларов! Вот где жить бы надо, если бы не 25 лет войны. Прикинь, читатель, ДВАДЦАТЬ ПЯТЬ! лет! войны!.. И это не русский бунт, ленивый и прогнозируемый, а африканский, с современной техникой на равнинах и адскими ловушками на бездорожье).
Если происхождение всех других праздников народов мира может являться предметом предположений, то Кванза – это именно тот праздник, чей отец-основатель известен. Лидер борьбы за права афроамериканцев, профессор University of California, ученый, основавший и возглавлявший лигу Black Nationalist Organization, Dr. Maulana Karenga, теоретик Черного Освободительного Движения. Человек, сделавший не менее Мартина Лютера Кинга для движения чернокожих афроамериканцев и всего черного движения в мире.
Идеей восстановления древнего праздника являлось целеполагание африканской самоидентификации черного населения. Общеизвестно, что потомки африканцев, вывезенных в рабство на американский континент, давно уже не отождествляли себя с Африкой, ее культурой, языками и традициями. От Африки у них оставался только цвет кожи. И горькое чувство второсортности. И шрамы памяти от нагайки надсмотрщика как рубцы на сердце от инфаркта.
Человек, который помог услышать им голос африканской крови, заслуживает такого же почитания, как Иисус Христос, Будда и Магомет. Отныне чернокожие всех стран знают, кто они и есть пошли откуда – они все африканцы, одна, единая и неделимая раса! Черный сенатор в роллс-ройсе и мозгляк из ночлежки, глава каждого богом забытого племени и черный студент Итона/ Гарварда – братья. Как все буддисты – из Будды, а христиане – из Христа. Не зря в обращении друг к другу они говорят: «Hey, Brother! Hey, Sister»! И даже: «Hey, Nigger»! А в шутку и того хлеще: «Hey, Black Ass»!
Но Кванза не имеет ничего общего ни с религией, ни с политикой. Кванза – очень философский и очень тонкий праздник. Иначе и быть не может, ведь черная Африка – колыбель цивилизации. И философский опыт такой древней расы, отточенный веками, выразился в семи постулатах (Nguzo Saba) идеи Кванзы и его атрибутике. Dr. Karenga очертил их как минимальное число принципов, по которым должен жить черный человек, чтобы осознать самого себя, свои отношения с близкими и обществом с целью достижения социальных и личных целей позитивизации и конструктивности на пути к прогрессу.
UMOJA – единство, единение. Единство по ступеням: я внутри себя, моя семья, моя община, моя нация, моя раса. Девиз: я – потому, что есть ты, он, она, они, все мы. «Мы одной крови: ты и я»!
KUJIGHAGULIA – самоопределение. Определить и идентифицировать себя, дать себе определение и самовысказываться нежели чем наделить правом кого-либо делать это за нас. Мы сами определимся и выскажемся!
UJIMA – коллективная работа и коллективная ответственность, стремление сделать проблемы наших сестер и братьев нашими собственными проблемами и вместе их решать. Осознание долга перед прошлым и ответственности за наше будущее. Мы – за круговую поруку, помощь, но и за круговую ответственность!
UJAMAA – совместная экономика. Создавать, поддерживать и развивать черные бизнесы, создавать черную экономику, чтобы извлекать доходы на благо черного сообщества и лично каждому черному, как и всему человечеству.
|