Успех этой операции был столь по-голливудски невероятным, что непосредственно о ней было снято несколько фильмов. Кроме того, сюжеты некоторых других фильмов были основаны частично на этих событиях (например, The Delta Force с Чаком Норрисом в главной роли).
27 июня 1976 года четыре террориста захватили самолёт Air France, рейс 139 Тель-Авив – Афины – Париж. В Афинах в этот день была забастовка наземного персонала, поэтому полиция не затруднила себя даже элементарным контролем. Четверо пассажиров вступили на борт самолета рейса «139», не пройдя сквозь контрольные турникеты, проверяющие наличие металлических предметов. Их багаж тоже не был досмотрен...
Вскоре после вылета оттуда, угрожая пистолетами и гранатами, они вынудили экипаж лететь в Ливию, где при содействии арабских братьев самолёт был заправлен для более дальнего полёта – в Уганду. Тамошний диктатор Иди Амин находился в сговоре с террористами и угандийские солдаты оказали им всяческое содействие. Заложников расположили в здании старого терминала аэропорта города Энтеббе. После этого был произведен отбор, основанный не столько на гражданстве, сколько на фамилиях – всех нееврейских пассажиров отпустили. Остались 105 евреев, из них 77 израильтян.
Мир облетел рассказ о старой женщине с вытатуированным на руке номером нацистского концлагеря, которая была по недосмотру освобождена вместе с 47 счастливцами. Люди повторяли ее слова:
«Я почувствовала себя, как 32 года назад, когда услышала немецкие приказы, увидела автоматы... Я увидела вереницы заключенных, услышала резкий окрик: «Евреи, направо!» И я подумала: что толку в существовании Израиля, если все это может повториться и сегодня?»
Правительству Израиля был предъявлен ультиматум с требованием освободить 53 осуждённых террориста. В случае его невыполнения в течение 48 часов обещали начать убивать заложников. В ходе переговоров удалось отложить срок выполнения до 4 июля.
Всё это время солдаты элитных частей по борьбе с террором репетировали раз за разом молниеносный штурм старого терминала. Его конструкция была хорошо известна, поскольку именно израильтяне в своё время его и построили (в период дружбы с Африкой или, точнее говоря, помощи Африке, поскольку дружба оказалась односторонней). Дополнительную информацию об устройстве аэропорта и его обороне Моссад получил у своих африканских агентов.
Находясь за три с половиной тысячи километров от Израиля, в самом сердце Африки, террористы чувствовали себя в полной безопасности. И напрасно.
3 июля четыре гигантских «Геркулеса», гружённых солдатами элитных частей, вылетели в Уганду. Лететь им предстояло больше семи часов и в распоряжении их был всего лишь один вечер, поэтому вылет состоялся в то время, когда правительство ещё вело дебаты – разрешить её или нет. В случае отрицательного решения самолёты вернули бы обратно. Но на полдороги они получили добро.
В особых подразделениях Армии Обороны Израиля отобрали двести первоклассных бойцов. Они были разделены на пять отрядов. Многим израильтянам довелось служить в Уганде, когда это государство еще находилось в дружественных отношениях с Израилем. Израильские инструкторы участвовали в обучении угандийской армии. Теперь их знания об Уганде пригодились. Досконально были изучены фотографии аэропорта. Кроме того, новая идея родилась у тех, кто планировал операцию, когда они посмотрели любительский фильм о прибытии Иди Амина в черном «мерседесе» в сопровождении джипа к аэровокзалу Энтеббе. Среди оборудования, которое они везли в чревах гигантских Геркулесов, был чёрный Мерседес, точно такой, как у диктатора Иди Амина. Он был необходим для усиления эффекта внезапности.
Проведение этой операции Шомрон возложил на одного из самых многообещающих молодых израильских офицеров, подполковника Ионатана (Иони) Нетаньяху. Операция была названа «Молния» и она это название оправдала. После семичасового полета «Геркулесы» достигли Энтеббе, и первый из них приземлился в хвост английского грузового самолета, получившего только что разрешение на посадку. Как только шасси коснулись посадочной полосы, бойцы головного отряда спрыгнули на землю. Они разместили вдоль полосы резервные огни на тот случай, если угандийцы выключат освещение.
|