Вопрос может показаться странным. Однако это общее помогает успешно осваивать и музыку, и единобораства. Этот секрет кроется как в медицине, так и в мистике.
Немного мистики
Сегодня много мистики вокруг восточных единоборств. Она основана на древних верованиях, восходящих своими корнями к первобытному шаманизму. Обычно все эти верования вращаются вокруг таинственных энергий и элементов.
Основой всех построений является таинственная энергия Ци, которую в разных транскрипциях называют еще Чи или Ки. На древних пиктограммах эта энергия представлялась в виде пара над мисочкой риса. Рис ведь на Дальнем Востоке – это «соль земли» и всему голова. А неуловимые флюиды над ним – таинство природы.
Эта таинственная энергия по верованиям китайцев пронизывает все пространство и циркулирует в человеке в различных видах. Она и жидкая, и эфирная, и энергетическая. Многоликая. Неуловимая. Неосязаемая и всесильная. Она защищает и убивает. В современной европейской традиции ее можно сравнить только с Духом Святым. Однако Святой Дух не течет по каналам человеческого тела. А в этом смысле Ци осязаема и восполняема. И все дальневосточные практики как раз направлены на восполнение и концентрацию этой самой энергии Ци.
Вся древняя философия Китая занималась этой вселенской Ци и прикладывала ее к различным направлениям деятельности. В том числе, к медицине. Как раз этот аспект нам и интересен больше всего, так как древняя медицина, кстати, не только Китая, но и Греции, была направлена не только (и не столько) на болезни, сколько на поддержание здоровья. А, следовательно, и на развитие силы, выносливости и скорости.
Может показаться, что между борцом и пианистом мало общего. Однако и тот, и другой обладают высокой скоростью реакции, выносливостью и силой. Как это не покажется странным людям, не играющим на фортепиано, этот инструмент, особенно в оркестровом варианте, требует изрядной силы, как в пальцах, так и в руках. Чтобы перекрывать оркестр, надо стучать по клавишам с изрядной силой. На фортиссимо (очень громком звучании в музыке) рояли (на толстенных ногах и металлических тягах) ходят ходуном. А особенно «усердные» исполнители даже иногда роняют их на пол. А если вспомнить, что некоторые музыкальные произведения продолжаются по три часа, то становится понятной необходимость физической выносливости для музыканта.
Так вот, для концентрации этой самой силы в придачу к высочайшей скорости и необходимо привлекать «божественные» энергии. В современной музыкальной традиции, к сожалению, сохраняются только остатки древнего знания, которое становится понятно только в сравнении его с основами древнекитайской традиции.
Основами музыкальной «энергетики» служат принципы ненапряженного движения (но и не расслабленного). Принципы округлости и легкости. При постановке руки на фортепиано преподаватели, описывая ощущение в руке, рекомендуют ощущать в руке нечто округлое и плотное, воображаемый теннисный мяч, яблоко или что-нибудь еще. При описании успешного пианиста говорят, что его руки «порхают» по инструменту. Хотя сила ударов может быть неимоверной. Все это сильно напоминает «порхающего» бойца кун-фу или более привычного нам боксера по рингу.
В единоборствах одним из основных принципов является принцип равновесия противоположных энергий Инь и Ян. А также принцип концентрации, который осуществляется различными техниками наподобие медитации. В дополнение применяются различные техники тренировки, часто аналогичные европейскому спорту.
А одним из главных ощущений при постановке руки в определенных упражнениях является как раз ощущение «пустоты». И не только в руках, но и во многих частях тела. Эта «пустота» поддерживает и направляет. В этом четко прослеживается параллель с музыкой.
Немного механики
Для понимания процессов, происходящих в музыкантах и борцах, обратимся к механике. Все движения нашего тела осуществляются мышцами, которые двигают кости (рычаги). При этом одни мышцы сгибают, а другие разгибают. Для того чтобы движения были плавными и «округлыми», и те, и другие мышцы действуют в примерном равновесии.
|