каталог статей
Поиск:
пример: сотовые телефоны расширенный поиск
Начало » » » Что нам больше всего перепало по закону о ленд-лизе?

Что нам больше всего перепало по закону о ленд-лизе?

Продолжаем «Летопись войны» на страницах нашего проекта. Сегодня наш рассказ о такой странице Великой Отечественной, как поставки военной техники, оборудования, снарядов, бензина, автомобилей и других материальных запасов по закону о ленд-лизе. Эта тема интересна хотя бы потому, что как раз 11 марта 1941 года президент Франклин Рузвельт подписал этот закон, предусматривающий поставки странам-союзникам по антигитлеровской коалиции.

Бесплатного сыра не бывает

Механизм поставки был следующим: вначале США предоставляли займы странам-союзникам, а потом в рамках этих займов поставляли «оборонные материалы». В частности, спустя полмесяца, 27 марта 1941 года, конгресс США ассигновал 7 млрд. долларов, в рамках которых и должен был действовать закон. Первой страной, которой была оказана помощь, стала Великобритания, уже 11 марта Рузвельт подписал директиву о поставке Британии 28 торпедных катеров. Второй шла Греция, в тот же день ей было решено выделить 50 пушек калибром 75 мм и несколько сотен тысяч снарядов…

В Советский Союз первый морской ленд-лизовский конвой отправился 12 августа 1941 года. Грузы пошли в наши северные порты: Мурманск, Архангельск, Северодвинск. Примечательно, что автомобили «студебеккер», которых в СССР было поставлено более 150 тысяч штук, в своей кабине имели новенькую хрустящую кожанку из тюленьей кожи, предназначенную для водителя-красноармейца. Кто-нибудь помнит водителя в тюленьей кожанке? Конечно, нет, ибо это «излишество» изымалось сразу после прибытия машин. Зачем баловать бойцов?

Надо сказать, что за первый год войны к нам поступило «оборонных материалов» на сумму около 100 млн. долларов, хотя 1 октября 1941 года в Москве был подписан Первый Московский Протокол о снабжении СССР, окончанием срока действия которого было определено 30 июня будущего года. Закон о ленд-лизе был распространен на СССР 28 октября 1941 года, в результате чего Союзу был предоставлен заем на 1 млрд. долларов. В ходе войны было подписано еще три протокола – Вашингтонский, Лондонский и Оттавский, которые продлили соглашение до окончания войны.

Согласно этому документу США и Великобритания обязались отправлять в Советский Союз ежемесячно 400 самолетов, 500 танков, 152 зенитных и 756 противотанковых орудий, 200 противотанковых ружей, 2 тыс. т алюминия, 1 тыс. т броневых листов для танков, 7 тыс. тонн свинца, 1,5 тыс. тонн олова, 300 тонн молибдена, 1250 тонн толуола и некоторые другие виды сырья, вооружения, военных материалов, а также продовольствие…

Ленд-лизовские грузы попадали в СССР пятью маршрутами: с помощью конвоев в Мурманск, по Черному морю, через Иран, через дальний Восток и через советскую Арктику.

Львиная доля из США

Всего до лета 1945 года (поставки некоторое время продолжались и после окончания войны) американцы поставили по ленд-лизу материальных ценностей на сумму около 10,8 млрд. долларов. Еще на 0,5 млрд. долларов нам поставили Великобритания и Канада. Но нетрудно будет подсчитать, что на 1941 год пришлось менее 1 % поставок по ленд-лизу, а ведь именно этот первый военный год был одним из самых трудных для нашей страны. Почему так произошло? Дело в том, что, во-первых, далеко не сразу были определены пути поставки, а, во-вторых, гитлеровцы тоже не дремали, и всеми доступными средствами пытались помешать поставкам. И часто им это удавалось, особенно на морских маршрутах.

Во второй год войны все было более менее налажено, и на этот период приходится 27 % от всех поставок. Остальные свыше 70 % были осуществлены уже во второй период войны, с 1943 по 1945 годы. То есть объективно, когда ход войны был уже предопределен. На этом, кстати, и строят свои позиции критики ленд-лиза. Мол, Советский Союз и без этих поставок справился бы с фашистской Германией. Нет сомнения в том, что справился бы, но какой бы ценой тогда досталась бы победа?

Вот только некоторые цифры. Всего нам было поставлено 12199 танков (или 12,3 % от всех танков, появившихся в войну), 23,1 тысячи самоходных установок (7,8 %), 7185 бронетранспортеров (в СССР не производились). Пусть это была далеко не лучшая техника (своя рубашка ближе к телу), но эта техника реально воевала.

Страница 1 из 212>

Постоянный адрес статьи

Послать ссылку на этот обзор другу по ICQ или E-Mail:


Разместить у себя на ресурсе или в ЖЖ:


На любом форуме в своем сообщении:

Рейтинг статьи

Рейтинг: 3.0/5 (262 голоса)

Добавить на News2.ru Google slashdot YahooMyWeb Digg Technorati Delicious Забобрить эту страницу! Добавить на Newsland.ru Добавить на СМИ2 Добавить на RUmarkz Добавить на Ваау! Добавить на rucity.com Добавить в закладки МоёМесто.ru Добавить на Habr Добавить на Moi Novosti Добавить страницу к Mister Wong Добавить на Moikrug Добавить на Myscoop Добавить на 100zakladok Добавить на NewsGrad




Похожие статьи

1: Полюс Союз
Полюс-Союз является маркой, под которой холдинг "Союз" выпускает широкий выбор мини-баров и прочей узкоспециализированной холодильной техники, предназначенной, как правило, для корпоративных клиентов:...

2: Российский рынок рекламы в 2008 году станет самым быстрорастущим в мире
Рынок рекламы в России в текущем году станет самым быстрорастущим в мире. Об этом пишет газета "Ведомости" со ссылкой на экспертное мнение коммуникационного агентства Carat. По оценке Carat, расходы р...

3: Прибыль Peugeot за год упала почти в 6 раз
Чистая прибыль второго по величине в Европе производителя автомобилей PSA Peugeot Citroen SA в 2006 г. снизилась в 5,8 раза - до 176 млн евро по сравнению с 1,03 млрд евро, полученными годом ранее. Об...

4: Toyota отзывает полмиллиона автомобилей с неисправным рулем
Крупнейший автомобилестроительный концерн Японии Toyota Motor Corp. отзывает с рынка 533 тыс. автомобилей из-за неисправности рулевого управления. Отзыв коснется спортивных седанов Sequoia и грузовико...

5: Рейтинг самых загруженных аэропортов мира
Международная ассоциация аэропортов опубликовала список тридцати самых загруженных аэропортов мира. Первые 8 строчек остались неизменными с прошлого года, хотя пассажиропоток лидеров рейтинга даже нем...




Copyright © 2006-2019 ExcelioN
Правовая информация
Все права защищены
.