Картина Абрахама Ван Бейерена «Банкет». Вокруг стола – мужская компания, за окном – какое-то строение, похожее на замок, буйная зелень и надвигающаяся гроза. Все в мундирах и при оружии. На стене – картина, изображающая рыцаря на коне. Похоже, что дело происходит ближе к вечеру.
На столе какая-то маленькая рыбка типа сардинки или селедки иваси, нечто похожее на улиток. Что-то налито в стаканы. Две непонятного вида и способа приготовления птички на большом блюде. Может быть, та, что покрупнее – курица, а помельче – бекас (тощие ноги торчат вверх)? И шесть небольших булочек. Самый голодный успел отрезать кусок и съесть.
Сервировка стола не рядовая, с какими-то претензиями: керамические подставочки для еды, скатерть с вензелем, серебряное блюдо… В то же время в руках у присутствующих разношерстная питейная посуда.
Банкет
Каков социальный статус собравшихся? Кто они – наемники, дворяне? Определенно можно сказать, что они служат в одном подразделении (если можно так выразиться): на них одинаковые мундиры. Разница только в белье – рубашки с разными воротами. На рукавах курток – маленькие арбалеты (знаки отличия).
Пейзаж за окном
Все они – арбалетчики, стрелки из арбалетов. Есть подозрение, что их арбалеты стреляют стрелами (не пулями, не камнями и ничем другим). Об этом свидетельствует поза стрелка, стоящего вторым слева: он закладывает стрелу в ложе своего грозного оружия.
Арбалетчик
Почему это оружие грозное? Историки пишут (а они-то знают, что пишут), что до 1840 года дальность стрельбы английского ружья составляла 135 метров. Стрела летела дальше! А скорострельность лука была в 5-6 раз больше!! И тут мы должны принять во внимание дату написания этого полотна: она обозначена в левом верхнем углу – 1533 год. Так что оружие было – что надо!
Если верить тем же историкам, можно предположить, что это солдаты феодала (барона, графа). Тогда становится понятным, почему половина мундира коричневая, а другая – черная. Это – знак отличия между подданными разных феодалов. (Еще один момент: лето, а на них стеганые куртки. Это не просто куртки, они с подкладом, уменьшающим риск поражения стрелой. Прототип бронежилета.)
В центре сидит полный человек. Он явно старше всех остальных. Похоже, что это – наставник, тренер сборной арбалетчиков. Один из признаков его старшинства – его головной убор отличается от остальных (может быть).
А зачем в руках одного из них ноты? Собрались петь? О чем? Тогда почему у них далеко не радужное настроение? Кстати, если присмотреться, можно предположить, что ноты написаны для двух голосов: на одной строке высота нот меняется, звук волнообразный, на другой – ровный. Еще одно соображение: подготовка певца, знающего нотную грамоту, в те времена занимала до двух лет (а до изобретения нотной грамоты – десять!). Случайно ли художник выделил его лицо светом? Кроме того, он кажется самым молодым в этой группе. Может быть, что все они – певчие из собственной церкви вассала, а этот молодой человек – регент хора, которого специально учили (может быть, посылали куда-нибудь учиться?). Совершенно однозначно: они все католики. Потому что в те времена протестантов еще не было.
А зачем петь по нотам перед ужином? За окном – лето, не исключено, что пришел праздник Троицы. И капелла (по совместительству – арбалетчики) должна петь в церкви! По такому случаю лишний раз спеть отнюдь не помешает.
Птички на блюде
Очень вероятно, что сидят они в столовой во владениях феодала, своего рода холле, салоне для общего сбора. Они пришли со стрельбища и ждут ужин. Похоже, что замок в осаде, все припасы на исходе и на столе та дичь, которую они смогли подстрелить. Но еще теплится надежда, что у кухарки есть что-нибудь в запасе.
И вот скрипнула дверь (поэтому самый голодный и обернулся). Четверо смотрят в сторону, откуда падает свет, на дверной проем. Причем совершенно ясно, что крайний слева и еще один, сидящий за ним, повернулись специально. Зачем? Посмотреть, кто пришел и что принес! Обратите внимание на жесты двух персонажей справа. Они показывают на что-то. Наверное, это кухарка и она что-то несет. Но мало, на что и показывают присутствующие!
Еще пара минут, закончится сервировка стола – и арбалетчики приступят к трапезе. Но перед этим они помолятся и споют псалом, ноты которого держит регент этого маленького хора.
Вот такой скучный банкет. Конечно, эта картина – не жанровая сцена, это групповой портрет солдат. А вот чьи это были солдаты, за что и против кого они воевали? Думаю, что вассал хотел каким-то образом отметить доблесть своих бойцов и певцов, сохранить о них память. А радости в картине нет, потому что исход завтрашнего дня совершенно неясен.
Впрочем, для арбалетчиков на картине выбора нет: ужин, сон, утром – в бой!
P.S. Картина мрачновата, вся какая-то коричневая. Не думаю, что она была такой от начала, в те времена писали ярко, сочно. Скорее всего, ее испортили владельцы: или плохо хранили, и она заросла грязью, или покрыли лаком, который сам потемнел и съел пигмент у красок.
Shkolazhizni.ru
Постоянный адрес статьи
Послать ссылку на этот обзор другу по ICQ или E-Mail:
Новый год, пожалуй, один из немногих праздников, когда в столь большом масштабе используются праздничные атрибуты и украшения. Украшаются дома, здания, причем как внутри, так и снаружи, площади, улицы...
Наверное нет сегодня образованного человека, который бы не знал, что такое знаменитый японский меч – катана. Совершенное оружие, душа самурая и много ещё чего. Однако, одним мечом много не навоюешь. И...
Наступил 21-й век. Практически все виды вооружений претерпевают резкие изменения. И только стрелковое оружие застыло на уровне середины прошлого столетия, символом которого стал автомат Калашникова. Е...
А каждый четвертый, что может случиться с каждым, отправляет sms или фотографию с фривольным содержанием не тому адресату. Наибольшей популярностью среди последних пользуются босс или коллеги (9%), ро...