Автор: Роман Поликарпов
Наверное, читателям уже вконец надоели это навязчивые статьи о организации информации на веб-сайте, они есть почти на всех тематических сайтах. Все кому не лень пишут как правильно и верно разбить сайт на разделы и связать навигацией так, чтобы посетитель был как у себя дома, а не как турист-новичок в токийском метрополитене. Однако раз за разом начинающие веб-строители создают нечто запутанное как лабиринт, что напрочь убивает все удовольствие от пользования сайтом. Впрочем, такое положение дел неудивительно, т.к создание навигационной структуры не столь простая задача, особенно если необходимо как-то организовать тысячу-другую документов...
Не секрет, что навигация - это один из важнейших элементов любого сайта. Очень важно, чтобы перемещения по ресурсу не превращались в разгадывание загадок и ребусов, точно вам говорю, посетитель не будет рад такому обороту дел. Сейчас я попробую изложить несколько заповедей, постулатов, законов, правил успешной навигации - называйте как хотите, но только постарайтесь их применять на практике! И будет вам счастье.
1. Не усложняй!
Простое правило - чем проще, тем лучше. Не стоит пытаться выдумать нечто сверхновое. Понятно, что дизайнерские изыски всегда в моде, но лично мое мнение, что навигационная панель - это не полигон для деятельности дизайнера. Все что угодно: оформление, цвет, шрифт, но с навигацией - очень аккуратно! Я часто вижу сайты на которых пункты в меню называются отличными от общепринятых терминами. Например, я не очень люблю когда вместо "чат" в навигации написано "болталка". Хорошо еще, когда автор понимает, что "to chat" -переводиться как глагол "болтать", но ведь часто случается, что под таким названием скрывается, например, форум... Еще интереснее, если на сайте есть и чат, и форум, в таком случае вообще стразу не понятно, что есть что.
Также недопустима ситуация когда на одной странице один пункт имеет одно название, а на другой - другое. Это очень дезориентирует посетителя.
2. Не прячь!
Вторая тенденция у начинающих сайтостроителей - маскировка или помещение навигации где-то на задворках. Зачем? Дайте возможность пользователю с первого взгляда понять, как же управлять этим сайтом! Просто располагайте панель там, где она будет сразу заметна и легкодоступная. Хорошим тоном считается дублирование ссылок внизу длинных страниц, чтобы посетитель мог без препятствий перейти к другому разделу.
3. Правило 7 +/-3
По данным всевозможных исследований выявлено, что среднестатистический человек нормально воспринимает не более 7 одноранговых раздела. Плюс-минус три. Я конечно понимаю, что мы тут все люди умные и способные, да и посетители наши, конечно, самые лучшие, а не какие-то среднестатистические, но поверьте, больше десяти разделов будут рябить, а двадцать превратятся в совершенную кашу.
Поэтому, когда организуете раздел статей, постарайтесь не разбивать его более чем на 10 подразделов. Если никак не получается, создайте лучше подуровни. Однако, важно не нарушить другое правило:
4. Не углубляйся!
Психологи считают самым комфортным двухуровневое меню. Максимально допустимое число уровней - три. Даже четвертый уровень вызывает раздражение, что, впрочем, понятно - щелкаешь, щелкаешь, а конца все не видно! Иначе говоря, старайтесь придерживаться схемы, не "глубже", чем "Главная -> раздел -> подраздел -> статья"
Создание большего числа уровней - преступление перед пользователем. Чем больше уровней, тем интереснее вопрос "А если ему понадобиться отсюда вот туда перейти?"... Отсюда вытекает ещё одно правило:
5. Три клика
Формулировка: "Любая страница сайта должна быть доступна с трех кликов с любой страницы"
Практикум
Итак, теория, я надеюсь, усвоена. Теперь попробуем подумать над чисто практической задачей.
Задача: Есть 3000 статей, необходимо их удобно организовать
Естественно, статьи на несколько разных тем. Первая идея, которая приходит в голову - это разбить весь материал разделов на 15, уровней по пять в каждом. В таком случае, в каждом конечном разделе получается по 5-10 четко систематизированных статей. Казалось бы удобно, но на самом деле до этого материала будет просто не добраться без гида. Каждый следующий подраздел все дальше уводит юзера в дебри сайта, лишь отдаляя от цели.
|