«В Интернете есть все, кроме того, что вам действительно нужно». Не раз приходится слышать подобную фразу. В ответ всегда хочется сказать одно – «невежда». Но стыдно смеяться над чужими недостатками, а недостаток один – недостаток знаний. Позвольте же дать страждущим знаний. Знания о том, как быстро и эффективно искать в Internet необходимую информацию. Она там есть, просто нужно уметь найти.
Искушенным в сетевом поиске гуру все нижеописанное может показаться скучным, как ряд Фибоначчи и старым как процессор z80, но, я уверен, даже опытные пользователи Интернета могут почерпнуть для себя крупицы истины.
На этом прелюдия и апофеоз закончены, впереди теория, подтвержденная многолетней практикой.
У кого спрашивать?
Прежде чем что-то искать в сети, необходимо определиться, прежде всего, для себя самого – «что ищу» и систематизировать все имеющиеся данные по объекту поиска.
Искать «танки» в оригинале (я про японскую литературу, а не про военную машину) – прямой путь в японский поисковик или в самый раз спрашивать у лидера мирового поиска Google.com. А вот для запросов на русском языке или на языках народов xUSSR лучше всего воспользоваться популярными «местными» Yandex.ru, Rambler.ru или Aport.ru.
Мало того, что информации на родных языках в них больше, так они еще и рода с падежами понимают, в отличие от «забугорных» гигантов. Тот же хваленный Google, хоть и обладает русификацией и «казафикацией», знанием грамматики похвастать, к сожалению, не может. Хотя, если вы обладаете чуть большим знанием об объекте поиска, умением задавать правильные поисковые запросы и упорством, и он найдет все, что вам нужно. А если знаете, что искомые танки были изданы европейским или американским издательством, то лучше всего спрашивать не у Яндекса, а у Yahoo.com или Google.com.
Наиболее популярные у наших пользователей Интернета Яндекс, Рамблер и Апорт различаются не только по фамилии и внешности, но и по механизмам и алгоритмам поиска. Например, Rambler делая упор на количестве найденных документов, выносит на верхушку результатов поиска все документы, которые содержат все слова запроса. Yandex же в первую очередь показывает страницы, где все слова запроса находятся рядом и именно в указанном порядке. И это всего лишь одно из многочисленных отличий, поэтому знать, как и на каком языке разговаривать с каждым поисковиком, очень важно. Полностью рассказать об отличиях в алгоритмах поиска в рамках одной статьи не удастся ввиду большого объема информации и «секретности» некоторых нюансов механизма поиска.
Я спросил у Яндекса…
Начнем с языка запросов самого популярного поисковика на постсоветском пространстве – с Yandex.ru. К сожалению, в рамках одной статьи невозможно рассказать обо всех возможностях мощного поискового механизма этой системы и раскрыть все возможности его языка запросов. Остановимся только на основных операторах. Научившись пользоваться ими, вы очень легко найдете и остальные - как два байта переслать.
Как уже рассказывалось выше, данный поисковик прежде всего пытается найти документы, в котором все введенные слова встречаются одновременно и в нужном порядке. Отсюда первый оператор «пробел» – выполняет функцию логического оператора «И», действующего на уровне фразы. Аналогичную функцию выполняет символ «&». Удвоенные амперсант «&&» обозначает логическое объединение на уровне документа – его использование может заметно увеличить число найденных ссылок, но, как правило, здесь количество в ущерб качеству. Синоним амперсанта в языке запросов Yandex – знак «+». Вертикальная черта «|» объединяет и включает в результаты поиска все документы, которые содержат любое слово из запроса (из слов разделенных этим символов). Тильда «~» означает отрицание и позволяет исключить из результатов заведомо ложные документы. По аналогии с амперсантом, двойная тильда расширяет область действия на весь документ, а не на одну фразу. Именно благодаря амперсанту вы можете избавиться от кучи лишних ссылок при поиске книги – лишь добавив к поисковому запросу «~~ купить». Объединенная скобками или кавычками фраза понимается Яндексом как одно целое (очень полезная вещь, если надо найти фразу в первозданном виде – ищем «на поле танки грохотали» и находим песню, а не японскую поэзию или описание технических характеристик военной техники).
|