Казалось бы, нет более банальной вещи, нежели сантехника. В последние годы, однако, на рынке появилось сантехническое оборудование такого уровня, что впору разглядывать его, как музейный экспонат. Для характеристики подобных чудес быта подходят понятия из области искусства, такие как «стиль», «эстетика». И вместе с тем это вполне работоспособное и функциональное оборудование, отвечающее всем предъявляемым к нему требованиям.
Такая сантехника называется «эксклюзивной», что терминологически точно. Понятие «элитная сантехника» (его тоже иногда употребляют) вносит путаницу, поскольку здесь упор неосознанно делается на стоимость: «элитным» считается то, что очень дорого. Между тем более чем дорогое сантехническое оборудование может быть вполне тривиальным по исполнению и уж никак не «эксклюзивным». В эту категорию попадают те ванны, смесители или аксессуары, над которыми поработали дизайнеры, обеспечив нестандартный облик привычным вещам (как ни удивительно, дизайном сантехники не гнушаются заниматься дизайнеры с мировым именем и известные архитекторы). Техническая составляющая в данном случае принципиального значения не имеет. Безусловно, комплектующие в эксклюзивной сантехнике - «работоспособны», надежны и долговечны, то есть это оборудование будет служить безотказно и долго, и в этом аспекте эксклюзив практически не отличается от других разновидностей современной сантехники.
Производитель сантехнической продукции может не ограничиваться выпуском эксклюзива, а иметь базовые серии и комфортные. Иногда сантехнику изготавливают по индивидуальному заказу, но этим занимаются в основном небольшие производственно-дизайнерские фирмы, которые легко маневрируют и могут позволить себе роскошь делать за большие деньги «штучные» изделия. Более крупные производители выпускают такую продукцию небольшими сериями, и поставка осуществляется, естественно, не со склада в Петербурге, а по заказу из-за рубежа. Клиент приходит в магазин эксклюзивной сантехники, выбирает нужную модель, делает заказ, и спустя какое-то время его выполняют. При этом можно оговорить вариант отделки, например, с использованием хрусталя, керамики или позолоты, сделать по спецзаказу какие-то мелкие детали, выбрать необычный цвет ванны. Иными словами, получить на основе базовой модели фактически уникальное оборудование.
Отечественному потребителю еще не очень хорошо знакомы имена известных дизайнеров и дизайнерских студий, принимающих участие в разработке подобной продукции, но некоторые уже на слуху. Имена Нормана Фостера или Майкла Грейвса, Филиппа Старка или Антонио Читтерио говорят об очень высоком классе дизайна и дают гарантию того, что сантехника будет выглядеть элегантно и стильно. Такой же уровень обеспечат дизайн-бюро «Алесси», «Фрог» или «Йооп»: разработанные ими эксклюзивные серии «Il Bagno Alessi», «My Life» и «Joop» отлично себя зарекомендовали и пользуются спросом.
Компании, как правило, не производят полный спектр эксклюзивной сантехники - у каждой есть специализация. Так, компания «Alape» занимается в основном производством раковин и мебели для ванной, а, допустим, «Jacuzzi» выпускает гидромассажные ванны и душевые кабины. Немецкая компания «Keuco» специализируется на аксессуарах и мебели для ванной, а австрийская «Artweger» - на душевых кабинах. Особенности оформления являются своеобразными «изюминками» компании, делающими ее продукцию запоминающейся. Так, в серии «Belle de Jour», которую производит немецкая компания «Dorn Bracht», использованы хрусталь «Swarowski» и керамика «Meissen», что сразу отличает эту сантехнику от любой другой. Компания «Jado» (а также ряд других компаний) применяет в отделке каратную позолоту, в то время как ее «коллега» - компания «Jorger» предпочитает покрывать арматуру искусственно состаренным золотом с синей патиной, перенося нас из современности в прошлое. Одна из серий душевых кабин «Artweger» имеет уникальное деревянное обрамление. Можно приобрести сантехнику с росписью, сделать «небо» из хрусталя, словом - оформить ванную, «как ни у кого и никогда».